Факторы проектирования организаций
Тип организационной культуры. Конечно, мы не сможем рассмотреть здесь многообразие конкретных корпоративных культур, возьмем за основание типологию организационных культур, основанную на типе совместной деятельности. Тип совместной деятельности, тип отношений и ценностей, характерных для разных организационных культур, будет детерминировать и тип адекватной организационной структуры:
Тип организационной культуры |
Тип организационной структуры |
Предпринимательская |
Проектная |
Партиципаторная |
Матричная |
Органическая |
Линейная с функциональными связями, горизонтальными группами по типу «семьи» |
Бюрократическая |
Линейная |
Прототипы и уже существующие организационные структуры.
Для учета этого параметра необходимо ознакомиться с аналогичными организациями. Для получения информации можно воспользоваться специальной литературой, литературой по менеджменту, пройти стажировку в аналогичных компаниях, обратиться за помощью к консультантам. Делая выбор из ряда возможных прототипов, необходимо учитывать и стратегию организации, специфичную для каждой фирмы.
Что же необходимо учитывать при построении организации?
• Цель управления и тип управления, который будет использоваться в организации, что косвенно связано с типом организационной и корпоративной культуры.
• Особенности потребителей, те ожидания, которые они могут предъявлять к организации. Например, элитарному потребителю нельзя предлагать конвейерное производство (линейную организационную структуру), значит, для реализации его заказа необходимо создавать небольшие проектные группы.
• Территориальное размещение филиалов фирмы. Если, фирма рассредоточена, то создать единую линейную структуру сложно, слишком много времени будет уходить, например, на передачу информации, следовательно, больше полномочий нужно передать филиалам, постепенно приближая их к работе В проектной организационной структуре.
Этапы проектирования организации
Проектирование организации осуществляется в четыре этапа.
1.
Определяются цели и результаты деятельности — представляются продукт труда, его объемы, основные этапы технологии.
2.
Определяются связи с внешней средой — выделяются все контакты, которые необходимо осуществлять организации (в связи с ее технологией, выполнением законов, поддержанием собственной работоспособности и т.д.).
3.
Разделяются процессы — по стадиям, по уровням иерархии.
4.
Группируются функции. Между разделенными процессами устанавливается общее — основание для объединения отдельных этапов в более обобщенные цепочки. При этом возможны две стратегии: группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности.
При создании организационной структуры возможна следующая группировка функций:
Группировка работ вокруг ресурсов |
Высокая |
Ситуация 1 |
Ситуация 2 |
|
Ситуация 4 |
Ситуация 3 |
Низкая | |
Высокая |
|
Группировка работ вокруг результата деятельности |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7