Оценка экономического потенциала предприятия

На сегодняшний день одной из глобальных проблем для современного российского предприятия является сохранение конкурентоспособности и поддержание активности в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды. Данная проблема в совокупности с целым спектром подобных проблем не является для современного предприятия новой. Одной из главнейших причин подобного положения, на наш взгляд, является неумение оценивать экономический потенциал, находящийся в распоряжении предприятия, и управлять его развитием.

Успешное развитие бизнеса – это результат рационального менеджмента, основанного на использовании информации о возможностях предприятия. От возможностей предприятия зависит, насколько динамично будет развиваться бизнес. Следовательно, развитие бизнеса обусловлено наличием у предприятия соответствующего экономического потенциала. Кроме того, деятельность экономического субъекта представляет собой сложную систему, которая формализуется и описывается показателями и направлена на поддержание, а чаще – на повышение своего экономического потенциала.

Эффективность деятельности предприятия во многом обусловлена правильным формированием состава и структуры экономического потенциала.

Потенциал (от лат. potentia – сила, мощь) в широком смысле – средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

В экономической литературе существуют различные толкования понятия экономического потенциала – от чрезвычайно узкого его понимания как годового объема производства до таких всеобъемлющих категорий, как социально-экономическая система. В современных публикациях термин «экономический потенциал» чаще встречается применительно к макроэкономике, тогда как экономический потенциал хозяйствующих субъектов определяет потенциал региона, отрасли и в целом России. Экономический потенциал является многоуровневым и многоаспектным объектом исследования, т.е. по признаку обособления производственных сил экономический потенциал можно разделить на потенциал страны, потенциал отрасли, потенциал региона, потенциал предприятия. Экономические потенциалы разных уровней различаются составом и размерами обособления ресурсов, которые определяются спецификой производства и спросом на продукцию.

Вопросу исследования потенциала, и в частности производственного потенциала предприятия, уделялось немало внимания, особенно до 1990 г. Но, несмотря на то что развитию именно производственной базы было посвящено множество работ, а само наращивание объемов производства входило в состав наиболее приоритетных задач государственной политики, комплексный подход к рассмотрению как экономического, так и производственного потенциала не был сформулирован и проработан в должной мере.

То же можно сказать и в отношении формирования и усиления конкурентного статуса предприятия, напрямую связанного с рациональным использованием и развитием потенциала.

До недавнего времени потенциал предприятия сводился исключительно и в лучшем случае к исследованию производственного потенциала. Между тем, на наш взгляд, невозможно отожествлять производственный потенциал с экономическим или совокупным потенциалом предприятия, так же как и функционирование современного предприятия – только с производством продукции и оказанием услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru