Особенности женского
мышления.
И, наконец, предположим, что наш руководитель отдела проводит такую политику поддержки последовательно на протяжении многих лет. Тогда независимо от того, поднимается ли он сам лестнице или нет, однажды оказывается, что у него всюду на руководящих постах сидят друзья, которые ему обязаны своей карьерой. Другими словами, польза от подобной кадровой политики полезна не только самой фирме, но и руководителю, осуществляющую политику.
Вывод: продвижение по службе способных и честолюбивых сотрудников независимо от их пола всегда выгодно!
ЖЕНЩИНЫ В РАМКАХ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА
Женщины-секретари работают во всех сферах деловой жизни, на всех ступенях иерархической лестницы. Как при этом соблюдаются правила этикета, в том числе в отношениях между мужчинами и женщинами? В этикете ведущими являются три фактора: пол, возраст, социальный статус участников общения. Однако деловые отношения имеют свои законы.
Отношения между начальниками и подчиненными — "служебная вертикаль" — строятся на приоритете должностного ранга в сравнении с другими признаками, не исключая возраста и пола. Процесс общения протекает по классической модели: начальник находится в положении "сверху", подчиненный — в пристройке "снизу". Модель определяет выбор стратегии, тактики, этикетных норм общения.
Отношения между коллегами, сослуживцами одинакового служебного положения или между лицами, которые занимают независимые друг от друга должности, строятся "на равных". Эти нормы служебного этикета распространяются на мужчин и женщин в равной мере.
Все рабочие задания даются сотрудникам в соответствии с их должностными функциями. Каждый несет персональную ответственность за свой участок. Здесь нет скидок, поблажек и каких-то преимуществ и привилегий для женщин. Женщина-секретарь и сама не должна по ощрять в отношении к себе снижения требовательности, упрощения профессиональных задач. Это является карьерным риском, может привести к профессиональной деградации за счет увеличения заданий чисто обслуживающего характера. Напротив, необходимо постоянно личностно и профессионально совершенствоваться, повышать на базе своих сильных сторон деловые успехи и добиваться в коллективе признания себя как современного специалиста высокого класса.[10]
Служебный этикет культивирует такие правила обхождения, которые благоприятно влияют на морально-психологический и деловой климат в коллектив ве, способствуют эффективному разрешению конфликтных ситуаций, повышению производительности труда. И для женщин — никаких исключений: ни тех, что связаны со срочным заданием, на которое не хватает времени, ни с плохим настроением, неприятным разговором с начальником или по телефону, нездоровьем, общением с "несимпатичным" человеком. Для секретаря-референта, чье рабочее место — приемная — средоточие всех деловых потоков учреждения, это не просто правила этикета, это — закон.
По служебному этикету, в правилах, которые составляют кодекс вежливости, приоритет женщины нередко отступает на второй план перед приоритетом начальника и даже меняет свой знак на обратный. Например, по этикету первым с "дамой" здоровается мужчина, но руку для рукопожатия протягивает женщи-
При ответах на вопрос «Почему женщина не может быть предпринимателем?" мнения респондентов сгруппированы в таблице 2 также по трем составляющим — бытовой фактор, конкуренция полов и связи.
Бытовой фактор — наиболее сильнодействующий для российской женщины. Именно он «придавливает» или даже «раздавливает» предпринимательские способности и возможности женщин в сфере бизнеса.
Конкуренция полов — исторический и поэтому довольно «современный» фактор. Статистика разных стран показывает значительно меньшую долю женщин-предпринимателей на средних и мелких предприятиях: в Финляндии — одна треть, Швеции — одна четверть,
во Франции — одна пятая.
В Российской Федерации по нашим оценкам в настоящее время насчитывается примерно 10 миллионов предпринимателей и только одна десятая часть среди них - женщины.
Хотя эта цифра - большое достижение для страны, где раньше просто-напросто запрещалось быть предпринимателем.
Связи — важная составляющая как для начинающего, так и для вставшего на ноги предпринимателя. Имеющий связи получает на старте своеобразную фору. В последующем они дают различные скрытые от постороннего гла-
Почему женщина не может быть предпринимателем?[11]
Мнение женщин |
Мнение мужчин |
|
Бытовой фактор |
|
Женщину заедает быт, у нее много |
Главное для женщины — семья, |
|
домашних функций. Главные среди них — |
домашнее хозяйство. Именно здесь женщине |
|
покупка продуктов, приготовление пищи, уход |
необходимо быть предприимчивой, проявлять |
|
за детьми. |
"бытовую" изобретательность. |
|
Конкуренция полов |
|
Женщина, в принципе, |
Основные конкуренты женщин в |
|
конкурентоспособная по сравнению с |
предпринимательстве — мужчины. Они |
|
мужчиной. Но ее конкурентоспособность |
"забивают" женщин по многим показателям. |
|
ослабляется семейными обязанностями, |
Как бы там практически не было, но рано или |
|
потребностью иметь детей, разного рода |
поздно женщина должна понять, что |
|
женскими слабостями. У мужчин также есть |
предпринимательская деятельность — это |
|
"пункты ослабления", но им легче укрепиться |
удел мужчин, а не женщин. |
|
благодаря своей активности и | |
|
превапировнию в жизни внесемейных | |
|
проблем. | |
|
Связи |
|
У большинства женщин недостаточно или |
Мужчине легче устанавливать связи, так |
|
мало связей в административном и деловом |
как большинство руководителей в разных |
|
мире. Без таких связей очень трудно |
сферах управления — мужчины. К тому же |
|
начинать и вести свое дело. Хотя, в |
"мужские связи" — деловые, а связи с |
|
принципе, женщине с хорошей внешностью |
женщинами, как правило, имеют "сердечную |
|
подчас легче устанавливать связи, чем |
окраску". |
|
мужчине. | |
| | | |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6