Московский гостиничный бизнес
Неслучайно правительство Москвы и фирма “Мосинтур” (второй крупнейший собственник гостиниц) давно, энергично, но пока, кажется, безуспешно ищут покупателей на запущенные старые гостиницы в центре города. И это при том, что хотя с начала девяностых годов в Москве открылось более десятка четырех- и пятизвездочных отелей, спрос значительно опережает предложение.
Говоря о гостиничном бизнесе, мы не должны упустить и туристские отели, рынок которых может оказаться значительно более широким. Из мирового опыта известно, что при хорошо организованной работе туристических агентств с отелями “middle”-класса заполняемость
номеров близка к стопроцентной. Хостелы (так называются эти отели) пользуются высокой популярностью у студентов в Англии, Ирландии, Финляндии и других западных странах из-за сравнительно низких цен и достойного сервиса.
Отсутствие отелей среднего класса заставляет фирмы, работающие в Москве, искать квартиры для своих сотрудников в частном секторе. Доходы этого сектора таковы, что даже недавний главный сборщик налогов России Борис Федоров предпринял атаку на квартировладельцев-неплательщиков. А ведь процветание частного сектора – прямой упрек прежде всего отечественным генералам от гостиничного бизнеса – ведь и строить и содержать отели среднего класса значительно дешевле, проще и, как показывают исследования солидных экспертов, прибыльнее, чем гостиницы “high”-класса. Правда, престижа и куража поменьше, а это ведь для нас иногда самое главное…
Москва – огромный город, даже по сравнению с Лондоном и Нью-Йорком, и количество гостиниц явно недостаточное. Сейчас гостиницы с западным управлением и стилем управления сосредоточены в нише четырех- и пятизвездочных отелей. Ниша двух- трехзвездочных отелей незаполнена, и первый, кто решится сделать вложения в этот сектор, сделает бпльшие деньги, получит огромную прибыль. Московское правительсво давно уже разработало программу развития трехзвездочных отелей, малых гостиниц, но на данный момент она почти не реализуется. В качестве положительного примера развития малых и средних гостиниц можно было бы отметить разве что комплекс “Royal-ZENIT”, расположившийся в Серебряном бору. Но на всю Москву не мало ли?
Трудно, видимо, найти инвестора, который вложил бы деньги в трехзвездочную гостиницу, ведь окупаться она будет от десяти до пятнадцати лет. А гарантии, что через десять- пятдадцать лет его гостиница, как минимум, не будет национализирована, пока, к сожалению, никто дать не может.
И всегда стоит вопрос правильного управления гостиницей. Пока этой культуры, такой, как, скажем, у американцев, со столетними традициями, у нас нет. Наверное, если бы были построены или отремонтированы и реконструированы какие-то здания для двух- и
трехзвездочных отелей, то номера в них не простаивали бы при правильном управлении. Ведь сейчас есть множество фирм, частных лиц, которые хотели бы снять офис или апартаменты в отеле среднего класса. Это не должно быть дороже, чем покупка и отделка среднего офиса (особенно если он необходим на достаточно короткий срок), ну а удобства – очевидны. И охрана, и сервис, и удобные подъезды и стоянки, словом, весь комплекс гостиничного обслуживания. Это очень перспективное направление развития гостиничного бизнеса. А пока отметим, что гиганты строительного комплекса, занятые массовым строительством жилья, которое уже перестало быть дефицитом, проходят мимо огромных возможностей, которые открываются при строительстве двух- и трехзвездочных гостиниц. Кстати, аналогом стимулирования сбыта в торговле, в гостиничном бизнесе является такой прием “sales promotion”, как предоставление скидок постоянным клиентам, специальные предложения в дни праздников и каникул. Например, гостиничный комплекс “Нахабино Кантри Клаб” в дни новогодних праздников для своих клиентов устраивал концерт с участием звезд эстрады, предлагал бесплатную бутылку французского шампанского для снявших номер на двоих, услуги детского клуба “Пингвин”, где малыши, отдельно от взрослых, могли встретить праздник в кругу ровесников. А отель “Националь” ,для пребывающих в отеле в новогодние праздники, предлагал ужин с видом на Кремль, дискотеку на всю ночь с новогодними сюрпризами от Деда Мороза и бесплатный завтрак с икрой и шампанским.
Во время работы над проектом нам удалось пообщаться с директором коммерческого отдела гостиницы “Тверская”. И вот основные аспекты информации, которые мы от нее получили:
Сколько бы мы ни говорили о престже города, о заботе о его гостях и так далее – все это входит в понятие “индустрия гостиничного бизнеса”. А в нем, как и в любом бизнесе, нет ничего случайного. Составляются планы на каждый год, мы ведем учет постоянных клиентов, поддерживается постоянная связь с клиентами, планово выходим на новые рынки, ищем новых клиентов. Весь рынок делится на сегменты, есть люди, приезжающие сюда по делам, есть туристы. Поскольку Москва пока не очень развита как туристическое направление, массовый турист сюда еще не едет.
Перейти на страницу:
1 2 3