Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки

Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные конъюнктурообразующие факторы.

Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.

Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле "управление изменениями".

Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С. Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.

Содержанием методической работы на современном этапе должно быть управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.

Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных (информационных, образовательных, культурно - досуговых) функций при рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач — согласование внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального достижения ожидаемых результатов функционирования. Однако очевидно, что руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую деятельность с существующим "правовым коридором". Это касается юридического обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru