Сегментация как средство выбора наиболее перспективного целевого рынка.
Туристское предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как
обслуживать. Дело в том, что любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и приобретают туристские услуги исходя из разных мотиваций. Поэтому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего числа потенциальных потребителей выбираются определенные типы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к туристскому продукту.
Сегментация туристского рынка
определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.
Главная цель сегментации — обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга — ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия на "направлении главного удара" (наиболее перспективных для него сегментах рынка) Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Практика маркетинга в туризме убедительно свидетельствует, что сегментация рынка:
§ является средством выбора наиболее перспективного целевого рынка;
§ позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности клиентов;
§ помогает выбрать оптимальную маркетинговую стратегию;
§ способствует установлению достижимых и реальных целей;
§ дает возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении потребителей на рынке;
§ обеспечивает повышение конкурентоспособности, как предлагаемых услуг, так и предприятия в целом;
§ предполагает оптимизацию маркетинговых затрат туристского предприятия;
§ позволяет уклониться или снизить степень конкурентной борьбы путем освоения незанятого сегмента.
Сегментация рынка, безусловно, один из важнейших инструментов маркетинга в туризме. От того, насколько правильно она проведена, зависит успех в конкурентной борьбе. Чтобы быть эффективной, сегментация должна проводиться по определенным признакам.