Понятие и показатели качества продукции.
1.1.
Понятие о качестве и красоте.
1.2.
Требования к «качеству».
1.3.
Показатели качества в различных сферах.
1.4.
Причины брака.
1.5.
Понятие «Управление качеством».
Под качеством
понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
С позиции потребителя качество изделия
–
степень удовлетворённости требований потребителя.
С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции.
Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:
1. Показатели назначения.
2. Показатели надёжности.
3. Показатели технологичности.
4. Показатели стандартизации и унификации.
5. Эргономические показатели.
6. Эстетические показатели.
7. Показатели транспортабельности.
8. Патентно-правовые показатели.
9. Экологические показатели.
10. Показатели безопасности.
Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.
Под
экономически оптимальным качеством
понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить следующей формулой:
Q – количественный показатель качества;
СS ‑ сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб.
Количественно определить качество весьма сложно. Этим занимается наука квалиметрия.
Квалиметрия –
наука, которая разработала достаточно приемлемые методы количественной оценки качества.
Показатели качества в различных сферах:
v Производство.
v Обеспечение качества.
v Бухгалтерский учёт.
v Конструирование.
v Маркетинг.
v Информационные услуги.
v Закупочная деятельность.
Управление качеством
– действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.