Учёт расходов, определяющих цену качества
5.1.
Что такое цена качества продукции?
5.2.
Выяснение причин дефектов – важный аспект обеспечения качества.
5.3.
Качество и цена качества.
5.4.
Альтернативные подходы при обосновании затрат на повышение качества продукции.
5.5.
Анализ и пути снижения расходов, определяющих цену качества.
Где работают люди, там допускаются ошибки. Это неизбежно. При этом целесообразно руководствоваться следующим принципом. Если ошибок избежать невозможно, то следует стремиться обнаруживать их оперативно и сообщать тому лицу, кто их допустил. Оперативность доведения этой информации в значительной мере ускорит устранение причин ошибок (дефектов).
В противоположность распространённому мнению, повышение качества не только не обязательно увеличивает стоимость изделия, но напротив, например, при внедрении комплексного управления качеством может привести к её снижению.
Расходы на качество, определяющие в сумме цену качества можно разделить на две основные категории:
ü расходы, связанные с обеспечением качества (цена соответствия);
ü издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий (цена несоответствия).
В свою очередь, расходы на обеспечение качества включают в себя расходы на проведение контроля качества с целью выявления продукции неудовлетворительного качества, а также расходы, связанные с предупреждением выпуска некачественной продукции.
Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий включают в себя издержки в сфере производства и издержки в сфере потребления.
Специалисты фирм весьма часто затрудняются определить точный доход, получаемый от улучшения качества продукции, из-за отсутствия приемлемой методики расчета. Более доступен метод расчета ожидаемого выигрыша от сокращения выпуска дефектных и бракованных изделий, а также рекламационного возврата. В сложных ситуациях иногда используются косвенные методы оценок эффекта.