Анализ качества труда.
9.1.
Анализ использования рабочего времени.
9.2.
Совокупность свойств процесса труда.
9.3.
Коэффициенты: качества продукции, рекламаций, ритмичности, категории качества, управления качеством продукции.
9.4.
Интегральный коэффициент качества труда.
В практике аналитической и планово-экономической работы качество труда оценивается двояко: как потенциальные возможности человека выполнять различные по сложности работы и как качественные различия в труде, воплощенные в произведенной продукции или выполненной работе. При этом под качеством понимается совокупность свойств самого процесса труда, от которого зависят результаты трудовой деятельности.
Значение факторов качества труда оценивается по 5 коэффициентам:
К1
‑ коэффициент качества продукции;
Пб – фактические потери от брака, %;
Бс – внутризаводской брак, к годной продукции;
a1 – коэффициент снижения брака (0,05£ a1 £ 0,15);
К2
– коэффициент рекламаций;
Рф – объем рекламаций, % к объему товарной продукции; Рс – средний объем рекламаций, принятый по отчетным данным, % к объему товарной продукции; a2 – коэффициент снижения рекламаций (0,05£ a2 £ 0,15);
К3
– коэффициент ритмичности;
Рф – фактический коэффициент ритмичности за месяц; Рб – базисный коэффициент ритмичности за месяц;
К4
– коэффициент категории качества;
QВ – объем продукции высшей категории качества; Q1 – то же, первой категории качества; Qт – товарная продукция; V – стимулирующий коэффициент (0,9£ a2 £ 1,0);
К5
– коэффициент управления качеством;
WФ – количество подразделений или изделий, подвергшихся контролю; Wо – общее количество подразделений или изделий;
Кк
– интегральный коэффициент качества труда;
Практический смысл приведенных коэффициентов состоит в том, что они свидетельствуют, в какой мере фактическое использование каждого фактора приближается к нормативу, принятому за 1.
Интегральный коэффициент показывает среднюю величину коэффициента качества труда при условии, что К1
, К2
, К3
, К4
и К5
£ 1,0.