Состояние менеджмента в малом бизнесе.
Более или менее специализированна управленческая функция по маркетингу, особенно при сопоставлении с кадровым менеджментом. Интересно, что на тех МП, где произошло выделение функции по управлению персоналом, в практической деятельности этих менеджеров она вовсе не доминирует. Около 55% руководителей кадровых служб/ заместителей руководителя по кадрам указали, что они занимаются определением и оформлением трудовых отношений с работниками и управлением коллективом, а всего 1/3 - подготовкой и повышением квалификации кадров, то есть своими непосредственными функциональными обязанностями.
Какие же проблемы наиболее типичны для менеджмента в малом бизнесе? Самыми распространенными являются трудности анализа и оценки внешней среды предприятия и сложности с поиском ресурсов для его развития (таблица №2). По данным производившегося опроса, на каждом втором МП на них указывают их руководители, а также руководители служб сбыта/ маркетинга.
Таблица №2. Проблемы менеджмента в малом бизнесе (в % от числа ответивших).
Проблемы работы руководителя |
Руководитель МП |
Руководитель службы сбыта/маркетинга |
Трудности анализа и оценки внешней среды предприятия |
44,1 |
48,6 |
Трудности анализа и оценки внутренних резервов предприятия |
17,6 |
17,1 |
Сложности с формированием эффективной структуры управления |
26,5 |
17,1 |
Нерациональное распределение функций между подразделениями и должностными лицами |
14,7 |
17,1 |
Трудности с созданием и поддержанием благоприятного климата в коллективе |
5,9 |
5,7 |
Проблемы стимулирования продуктивной работы подчиненных |
26,5 |
20,0 |
Проблема выбора стиля руководства |
17,6 |
8,6 |
Отсутствие эффективной системы контроля за выполнением поставленных задач |
29,4 |
25,7 |
Проблемы мотивации работников на нововведения |
8,8 |
8,6 |
Сложности с поиском ресурсов для задач развития предприятия |
52,9 |
42,9 |
Отсутствие стратегии в кадровой политике предприятия |
- |
2,9 |
Сложности налаживания групповой работы по решению проблем |
11,8 |
8,6 |
Нехватка времени для проработки стратегических вопросов |
20,6 |
28,6 |
Перейти на страницу:
1 2 3 4