Квалификация кадров.
В условия перехода к рынку дефицит определенных специалистов имеет ряд особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, о чем свидетельствуют данные мониторинга развития частного сектора в 1996. (Таблица №3)
Таблица №3. Оценка руководителями малого бизнеса дефицита специалистов на своих предприятиях (в % к числу ответивших)
Специалисты Малые предприятия, испытывающие
дефицит специалистов
|
торговля и услуги |
промышленность и строительство |
Менеджеры |
24,1 |
48,6 |
Специалисты по маркетингу и рекламе |
20,4 |
42,9 |
Специалисты по оптимизации налогообложения |
51,9 |
28,6 |
Специалисты по финансовому планированию |
22,2 |
22,9 |
Специалисты по инвестиционному проектированию |
- |
8,6 |
Юристы |
22,2 |
22,9 |
Аудиторы |
13,0 |
2,9 |
Прежде всего бросается в глаза дефицит кадров менеджеров и специалистов по маркетингу и рекламе на предприятия сферы производства. В торговле же дефицит этих специалистов в два раза ниже. Такой высокий уровень их дефицита для производственных МП может быть объяснен воздействием более высоких требований к специалистам, обусловленных спецификой отрасли, а также меньшей конкурентоспособностью промышленных предприятий с позиции оплаты труда работников и такого немаловажного фактора, как устойчивость предприятия в целом.
Что касается специалистов по оптимизации налогообложения, то здесь ситуация прямо противоположная: их дефицит в торговле в два раза выше, чем на производстве. Каждое второе торговое предприятие хотело бы иметь в управленческой команде такого специалиста для ослабления давления налоговых инспекций.
Юристы в равной степени стали необходимы каждому пятому предприятию независимо от его отраслевой принадлежности, что свидетельствует об усилении намерения малого бизнеса работать в правовом поле. Однако наем юристов на постоянной основе в широких масштабах вряд ли возможен, так как услуги этой категории специалистов наиболее дорогостоящи.
Объективная потребность в совершенствовании менеджмента и повышении квалификации кадров в малом бизнесе наталкивается прежде всего на финансовые ограничения. Этот фактор является существенным примерно для половины всех фирм. По данным опроса, в настоящее время малые предприятия не в состоянии платить более 1000 $ в год, что недостаточно для покупки качественных образовательных услуг. Лишь менее 5% руководителей малых фирм смогли позволить себе подобное обучение. Другой ограничитель - время. Невозможность отвлечения на учебу была существенна более чем для 62% МП. Учитывая многофункциональность управленцев в малом бизнесе, ограниченный состав управленческой команды и отсутствие полноценной замены проходящих обучение менеджеров, под угрозой потери контроля может оказаться значительная часть бизнеса.
Однако и предложения на рынке образовательных услуг не вполне соответствуют спросу. Так, по данным опроса, каждая пятая фирма не удовлетворена эффективностью обучения или содержанием курсов.
Перейти на страницу:
1 2 3