Себестоимость продукции и задачи ее анализа.
Планирование и учет затрат по статьям расхода позволяет видеть, как, кто тратит; как, кто экономит. Расходы контролируются по цехам, производственным участкам, рабочим местам, изделиям.
Слово «себестоимость
» в зависимости от объекта и других признаков классификации имеет ряд значений (рис. 1.1.). Когда себестоимость подсчитывают за какой-то период, возможен такой случай : в начале периода себестоимость одна, а в конце его, например, года, другая. Поэтому себестоимость за год или другой период подсчитывают как среднюю величину (точнее, среднюю арифметическую взвешенную величину).
Принципиальная схема формирования и анализа показателей себестоимости товарной и реализованной продукции приведена на рис.1.2.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются : определение динамики и уровня выполнения плана по важнейшим показателям определения факторов, повлиявших на динамику показателей и выполнение плана по ним, величин и причин отклонений фактических затрат от плановых, выявление резервов и путей дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Признаки Показатели
классификации
По Цеховая себестоимость
охвату Производственная себестоимость
затрат Полная себестоимость
По Среднемесячная себестоимость
длительности Среднеквартальная себестоимость
периода Среднегодовая себестоимость
По Плановая себестоимость
методу Нормативная себестоимость
расчета Фактическая себестоимость
По Себестоимость единицы продукции
объектам Себестоимость сравнимой продукции
подсчета Себестоимость несравнимой продукции
Себестоимость всей товарной продукции
Основные элементы затрат
Рисунок 1.1 - Классификация показателей себестоимости.
Рисунок 1.2 - Схема формирования и анализа показателей и факторов себестоимости.
Перейти на страницу:
1 2 3