Методы обучения и самообразования взрослых людей
) знаний, умений и навыков взрослых людей. Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с греческого языка - детовождения), а антропогогики(человековождения) и аутогогики
(самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972 г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего подхода.
Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного процесса.
1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов-рабочих тетрадей
по каждой дисциплине специальности, учебной программы календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных пособий
, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы.
2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи
с тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно-проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа - дипломный проект - реальный проект.
3) Использование положительных норм поведенияобучаемых в группе
(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом, взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного подразделения организации).
4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта, способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций
. Речь идет о создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферызанятий. Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать успехи одного участника группы с другим).
5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван академическим тьютором
). Когда он ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо определение тьютор
. При добавлении к функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте
.
6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную вовлеченность в образовательный процесс.
Перейти на страницу:
1 2 3