Инструментарий управления (инструменты) по целям
Возможны следующие методы обучения взрослых:
· избегайте собственных продолжительных монологов (средний взрослый человек может внимательно слушать примерно 20 минут подряд) _;
· используйте соответствующие вспомогательные визуальные средства для освещения основных моментов _;
· используйте примеры из Вашего собственного опыта и опыта студентов _;
· поощряйте комментарии студентов, вопросы и групповое взаимодействие _;
· используйте аналогии и объясняйте что-либо несколькими способами _;
· представляйте факты, статистику в интересной для студентов манере (структурированный опыт
, видеофильм, суммирование потребностей студентов
) _;
· используйте задания и упражнения, дающие студентам возможность получить обратную связь _;
· подводите итоги и кратко повторяйте основные моменты при завершении какого-либо блока тьюториала, выделяя таким образом окончание определенной части тьюториала и давая студентам возможность настроиться на следующую часть, связывая с удовлетворением образовательных потребностей обучаемых;
· используйте вопросы для вовлечения студентов в работу и для проверки понимания ими обсуждаемых тем _;
· соотносите рассмотренные темы с опытом группы ;
· подводите итоги в конце тьюториала для того, чтобы помочь группе лучше запомнить ключевые моменты.
Важно обеспечить учет особенностей групповой структуры
(меняется по целям, этапам), личностных особенностей тьютора (эмоциональность, опыт, полнота знаний), стартового уровня знаний обучаемых, степени конфронтации тьютора и участников (в том числе между обучаемыми). Необходимо выбирать глубину вторжения в психику участников (тренинг, но не психотерапия!), предмет либо метод (что важнее — результат или групповая динамика?), меру закрытости.
Большинство Ваших студентов — занятые люди, нередко испытывающие трудности с выделением дополнительного времени на обучение, и поэтому Вы должны организовать свои тьюториалы так, чтобы они воспринимались ими как ценный или полезный опыт. Если мы хотим эффективно подойти к организации учебного процесса, то нам следует начинать со взгляда на него с позиции студентов. Мы не должны задаваться вопросом:
"Чему мы хотим научить студента?"
Вместо этого мы должны спрашивать:
"Чего бы мы хотели, чтоб студенты могли делать и/или понять
после тьюториала?", "Как это увязывается с потребностями и
целями студентов?"
Это изменение в акцентах означает, что людей следует учить только:
· тому, что им требуется узнать (учеба — как этап карьеры, жизни);
· тому, чего они еще не знают (преподаватель — агент изменений, создающий атмосферу исследования);
· тому, чему они способны научиться (преподаватель управляет индивидуальными различиями обучаемых в учебной группе).
Задание 10
. Проведите ролевую игру "преподаватель — обучаемый". "Преподаватель" из числа студентов пытается, ответив на указанные вопросы, построить план занятия (вместе со всей учебной группой) и начать его. «Провести» первый тьюториал Вам помогут также итоги заданий 8, 9.
В реализации методов необходимо учитывать факторы результативности и эффективности. Под эффективностью занятия понимается конкретное представление о том, чего бы Вы как тьютор хотели достичь в его ходе. Цели — это более специфичные, измеримые пожелания, выраженные в терминах того, что студенты должны будут уметь делать или делать лучше в результате работы на тьюториале. Цели предполагают перечисление навыков, знаний и установок студентов, которые предположительно должны изменяться после тьюториала. Например, цели могут включать в себя (конкретизируйте задание 6):
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6