Инструментарий управления (инструменты) по целям
· изменение определенных установок поведения в группе _ _;
· понимание концепций, суммирование потребностей обучаемых, уточнение образовательных целей с учетом достижимости _;
· изучение процедур достижения понимания (деление группы, изменение скорости образовательного процесса и т.п.) _ _;
· отработку навыков и техники (в ходе самопрезентации, ролевых игр и т.п.).
Цели должны быть сформулированы как можно более конкретно и определенно, поэтому следует избегать таких слов в оценках, как:
· знать содержание дисциплины (это оценивается как "удовлетворительно", или 40 . 54 балла);
· понимать (кроме усвоения и запоминания, даются примеры, что оцениваются как "хорошо" или 55 . 75 баллов);
· осознавать (уровень овладения материалами с практическим применением теории, когда может быть поставлена оценка "отлично", или 76 . 100 баллов);
Вместо этого лучше использовать оценки другого типа, которые легче определить:
· уметь анализировать, используя специальные техники, известные в теории и практике изучаемой дисциплины;
· уметь сравнивать разные теории, варианты решения проблем;
· различать предложения авторов по данному направлению;
· уметь объяснять, обосновать практическое применение теории в разных ситуациях управления, синтезировать теории.
Ограниченный и дискретный характер очных встреч со студентами в ходе обучения по дистанционной системе приводит к необходимости тщательно продумывать структуру тьюториалов, сочетая четкий план с определенной гибкостью. Для этого используется методология системного анализа и управления (рис. 5). Кроме формулировок проблем и целей занятия, она предполагает выбор способа (процесса) его проведения, точное определение системных элементов, учет ограничений.
Ряд таких ограничений, которые Вам следует принимать в расчет, приводится ниже:
· время (Какое время отводится на всю программу тьюториала? Каким временем Вы располагаете для проведения того или иного упражнения/задания?) _;
· предыдущие знания (Что группа уже знает? Каковы различия обучаемых в этом?) _;
· учебный потенциал группы (Как быстро Вы можете продвигаться? К обсуждению каких тем готова группа? Насколько Вы можете продвинуться в обсуждении тех или иных тем? Какова мотивация?) ;
· размер группы (Какие методы работы наиболее приемлемы? К какой степени вовлечения участников Вы можете стремиться? Какова степень допустимой конфронтации, вторжения в психику, неопределенности, открытости?) _;
· предыдущий опыт тьюториалов (Был этот опыт негативным или позитивным? В какой степени предыдущий опыт студентов оказывает влияние на их реакцию на Вас? Есть ли обратная связь?) ;
· место проведения и учебные ресурсы (Насколько комфортно для студентов место проведения тьюториала? Имеются ли необходимые для обучения ресурсы (например бумага, фломастеры и т.д.)?) .
Задание 11
. Конкретизируйте вышеуказанные ограничения применительно к данной учебной группе, ответив на вышеприведенные вопросы. Продолжив задание 10, оцените предполагаемые итоги занятия (фактические, если оно закончилось) в контуре на рис. 5.
Вводные упражнения в группе
Значение вводных "разогревающих" упражнений состоит в обеспечении открытости окружения образовательного процесса (рис. 4). На Вашем первом тьюториале или вводном занятии Вам необходимо создать непринужденную обстановку, помочь студентам познакомиться друг с другом и с Вами, а также выявить и обсудить существующие у студентов возможные опасения, связанные с предстоящим обучением. Если группа состоит из студентов, впервые проходящих обучение с использованием деятельностных методов, то полезно кратко объяснить им преимущества активного обучения по сравнению с пассивным, с тем, что они могут извлечь максимальную пользу из своей работы по программе курса.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7