Инструментарий управления (инструменты) по целям
карандаши, кнопки или липучка.
Время: от 20 до 40 минут.
Метод: Разделите участников на группы по 5 . 10 человек. Выдайте каждой
группе по три листа бумаги. Предложите группам обсудить:
· ожидания (что бы они хотели получить от предстоящего события)
· опасения (чего не хотели бы получить)
· предложения (идеи и ресурсы, которые предлагаются участникам)
Результаты работы группы должны быть зафиксированы на бумаге (каждая тема на своем листе). Предложите представителям от каждой группы представить всем участникам результаты работы. Обсудите, ответьте на вопросы участников.
Комментарии: Это упражнение может быть использовано на первом тьюториале или на заключительных занятиях. Вы можете извлечь ценную информацию о том, с чем пришли участники группы на занятия к зачету или экзамену. Это упражнение целесообразно провести сразу после знакомства участников.
Процесс функционирования и изменений группы
Большинство упражнений, приведенных в этом разделе, могут быть полезны для изучения различных аспектов групповой работы — принятие решений, формирование групповой культуры, стадии жизни группы, групповые роли
и структура
. В зависимости от Ваших потребностей Вы можете изменить процедуры упражнений, определить свои задачи для наблюдателей, темы для обратной связи (рефлексии).
Задание 27."Аквариум" — техника внешнего наблюдения
Цель: Дать возможность наблюдать в группе от 10 до 24 человек процессы,
происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.
Время: Не меньше 30 минут. В итого выясняются созидательные и
разрушительные поведенческие характеристики участников групп.
Метод: Участники разбиваются на две равные группы (группа А и группа В)
1. Группа А садится в центре, образуя внутренний круг. Перед членами группы А поставлена задача, которую они должны обсудить и решить в группе при условии ограниченного времени. Задачи выбираются из тем дисциплины либо ставятся обучаемыми.
2. Группа В образует внешний круг вокруг группы А и наблюдает за ходом дискуссии в первой группе. Члены внутренней группы А не знают инструкций, которые даются группе В.
3. Инструкции, даваемые группе В могут быть различными в зависимости о ситуации.
Например, они могут быть следующими:
а) отслеживать роли, сложившиеся в группе А во время дискуссии
(инициаторы, информаторы, разъяснители, контролеры, подводящие итоги и т.п.);
б) отслеживать стадии, которые проходит группа в своей динамике;
в) отслеживать механизм принятия решения и т.д.;
г) инструкции могут быть одинаковыми для всех членов группы В, или же разными.
Например: 1 — каждый член группы В наблюдает поведение конкретного участника А; 2 — часть группы В наблюдает групповые роли, а часть — стадии группового процесса.
4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы А:
· сначала члены группы В оценивают результаты работы группы А в соответствии с заданными инструкциями _
· затем члены группы А дают свою оценку работы их группы _
· если же каждый участник группы В получил задание наблюдать за поведением конкретного человека группы А, то они объединяются в пару и обсуждают результаты наблюдения вдвоем
5. Если остается время, то после завершения упражнения группы могут поменяться местами.