Деятельностные методы работы в группе
Упражнение: «Обучение с помощью дискуссии»
Упражнение предполагает определенную предварительную подготовку студентов к участию в структурированной групповой дискуссии.
Процесс: Структурированная дискуссия по заранее выбранному материалу курса, проблеме поставленной обучаемыми _ _.
Подготовка студентов: Тщательно изучите материал (проблему)
1. Выпишите трудные для Вас понятия/термины и постарайтесь дать им определение своими словами _ _.
2. Кратко сформулируйте основные мысли авторов статьи/раздела/сюжета, представивших проблему _.
3. Перечислите основные темы/проблемы материала и отметьте те из них, которые по Вашему мнению, требуют дополнительного обсуждения _.
4. Кратко зафиксируйте суть каждой темы/проблемы и сформулируйте связанные с ней вопросы _ _.
5. Сформулируйте, как этот материал соотносится с другими материалами курса и Вашим практическим опытом _.
План групповой дискуссии:
1. Обсудите и определите ключевые термины и понятия _.
2. Сформулируйте общее представление об основных мыслях автора материала _.
3. Выявите и обсудите основные темы/проблемы _.
4. Обсудите, как этот материал соотносится с другими материалами курса и практическим опытом группы _.
5. Обсудите возможное применение и использование этого материала, например, для решения каких-то практических проблем или проведения другого группового упражнения.
6. Оцените представление обсуждаемого материала его авторами _.
7. Оцените работу отдельных студентов и группы в целом _.
Обсуждение опыта применения теории в аудио/видеосюжетах
Задача 35.
Структурированная дискуссия по видео/аудиосюжетам.
Видео- и аудиоматериалы являются неотъемлемой частью процесса обучения. Видео- и аудиосюжеты, также как и печатные материалы, могут быть использованы в качестве основы для групповой дискуссии,(см., например упражнение «обучение с помощью дискуссии»). При этом студентам нужно пояснить важность активной и целенаправленной работы с видео— и аудиоматериалами в отличие от привычного для большинства людей пассивного просмотра или прослушивания. В этой связи часто имеет смысл просмотр/прослушивание сюжетов соответствующими порциями с перерывом на дискуссии, а не «заглатывание» всего материала целиком (конечно же, если сюжет небольшой, то такое разбиение может быть лишено смысла).
Введение в работу с аудио/видеосюжетами.
Предлагая группе просмотр/прослушивание и обсуждение видео/аудиосюжетов, Вы должны:
· сделать соответствующее введение, особо остановившись на взаимосвязи сюжета с остальной программой и проблемами, поднимаемыми группой;
· порекомендовать студентам внимательно отслеживать как общий контекст сюжета, так и детали, особенно, если материал каким-то образом связан с их собственным практическим опытом;
· обратить внимание на те моменты, которые могут оказаться для группы новыми, неясными или заслуживающими обсуждения;
· предотвратить возможную негативную реакцию, пояснив студентам, что от них не требуется обязательно соглашаться со всем, что они увидят и услышат;
· будьте готовы, если сюжет достаточно старый (что, похоже, не редкость), открыто обсудить эту проблему, сделав при этом акцент на тех уроках, которые из него тем не менее, можно извлечь.
Дискуссия после просмотра/прослушивания сюжета.
Для того, чтобы эффективно провести подобную дискуссию, целесообразно разбить Вашу группу на небольшие подгруппы по два—три человека и предложить каждой подгруппе подготовить ответы на заранее подготовленные Вами вопросы (желательно достаточно открытые). Например:
· На какие наиболее важные с точки зрения изучаемого курса моменты имело смысл обратить внимание в этом сюжете?
· С чем Вы согласны/не согласны?
· Если бы у Вас была возможность переснять/перезаписать сюжет, то как бы Вы к этому подошли?
· Как этот сюжет соотносится с материалами курса/Вашей работой/Вашим опытом?
Задание 36
. Работа с противоположными объяснениями/теориями.
Студенты должны не только осознавать присутствие в материалах курса не схожих друг с другом теорий/объяснений, но и уметь критически оценивать их. Дискуссии в рамках тьюториалов могут быть полезны для достижения этой цели. В качестве средства структурирования таких дискуссий в табл.3 предлагается «Матрица сравнения», которая поможет студентам прояснить различие между несколькими объяснениями/теориями.