Деятельностные методы работы в группе
Эта матрица может быть модифицирована для лучшего соответствия целям конкретного тьюториала. Разбив Вашу группу на несколько подгрупп, Вы можете предложить каждой подгруппе рассмотреть различные теории и заполнить соответствующие ячейки матрицы. Кроме того, этот подход является хорошим средством структурирования групповой дискуссии, он также предлагает учебную форму обобщения материала, которая может быть использована студентами как при написании домашней работы, так и при повторении изученного материала перед экзаменом.
Преподаватель может рекомендовать табл. 3 для использования в контрольной, курсовой и дипломной работах. Матрица является полезным инструментом анализа вариантов управленческих решений, выбора методов решения любых проблем.
Матрица сравнения
Таблица 3
Объяснение/ теория |
Ключевые понятия/ взаимосвязи между ними |
Аргументы за |
Аргументы против |
Основные выводы |
Основные области применения |
А | | | | | |
Б | | | | | |
В | | | | | |
Деловые и ролевые игры, имитационные упражнения
Задание 37
. Деловые игры: определите их достоинства, недостатки и область применения. Ваш опыт участия в них полезен всем.
Деловая игра— это учебное упражнение, в ходе которого студенты разбиваются на группы, представляющие воображаемые организации, действующие в определенных ситуациях. Обычно деловые игры носят соревновательный характер, и в них происходит спрессовывание реального времени (месяцы, годы, необходимые на какие-либо действия в реальной жизни, превращаются в часы), так, чтобы результаты принятых решений были видны. Сам процесс игры и анализ ее результатов предоставляют студентам возможность активного обучения в самых различных областях (маркетинге, финансовом менеджменте, теории организаций и т.д.) в зависимости от содержания конкретной игры, а также способствуют развитию навыков групповой работы.
Деловые игры характеризуются:
· учебными целями,
· определенными правилами,
· соревновательным характером,
· активным участием и взаимодействием играющих,
· итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от содержания конкретной игры),
· результатом — определением победивших и проигравших,
· анализам результатов и обсуждением извлеченных уроков.
Эффективное проведение деловой игры требует знания целого ряда моментов и процедур. Перед тем, как проводить игру, Вам следует ответить на следующие вопросы:
· Насколько выбранное для проведения игры время уместно с точки зрения общей программы?
· Хорошо ли Вы ознакомились с целями игры, материалами, процедурой и т.д., для того чтобы провести ее уверенно и соответствующим образом? _ _
· Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно для заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков?
· Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры в нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение, плакаты, фломастеры и т.д.?
· Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при этом не будет перегружено излишней информацией?
· По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы?
· Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры?
· Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники, выполняющие другие роли?