Деятельностные методы работы в группе

Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)

Задание 40

. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.

Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.

Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить опыт в следующих областях:

· выявление, отбор и решение проблем,

· работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),

· анализ и синтез информации и аргументов,

· работа с предположениями и заключениями,

· оценка альтернатив,

· принятие решений,

· слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,

· рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,

· предоставление результатов групповой работы,

· соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.

При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить следующие действия:

· предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;

· представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной практике;

· подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер. Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации;

· подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;

· убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать в ходе работы над учебной ситуацией.

Спросите себя (для принятия решения о применении метода):

· Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной ситуацией?

· Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными целями отдельного занятия и со всей программой в целом?

· Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать их студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием сюжета ситуации?

· Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы способствовать размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть проблем? Как Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в работу и подталкивать группу к соответствующим решениям?

В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в группе. При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени подводите итоги работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте участникам обратную связь по их работе и остановитесь на уроках, которые можно из нее извлечь.

Каковы ограничения использования учебных ситуаций?

Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься студентами как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку предполагают анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого следует, что для извлечения максимальной пользы из такого метода групповой работы, Вам необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший интерес у Ваших студентов, и организовать работу над ним так, чтобы обеспечить их активное участие (например, с помощью таких методов , как мозговой штурм, дискуссии в малых группах, ролевые игры и т.д.).

Памятка студенту

(Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)

Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую таблицу (табл. 4)

Таблица 4

Уровень иерархии управления

Суть ситуации (проблемы)

Источник (причины) проблемы

Теории решения проблемы

План действий

Внешняя среда (организация)

Отдел (группа или межгрупповые отношения)

Индивидуальный

Технико-технологический

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru