Деятельностные методы работы в группе
Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)
Задание 40
. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.
Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.
Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить опыт в следующих областях:
· выявление, отбор и решение проблем,
· работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),
· анализ и синтез информации и аргументов,
· работа с предположениями и заключениями,
· оценка альтернатив,
· принятие решений,
· слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,
· рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,
· предоставление результатов групповой работы,
· соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.
При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить следующие действия:
· предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;
· представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной практике;
· подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер. Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации;
· подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;
· убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать в ходе работы над учебной ситуацией.
Спросите себя (для принятия решения о применении метода):
· Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной ситуацией?
· Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными целями отдельного занятия и со всей программой в целом?
· Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать их студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием сюжета ситуации?
· Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы способствовать размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть проблем? Как Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в работу и подталкивать группу к соответствующим решениям?
В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в группе. При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени подводите итоги работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте участникам обратную связь по их работе и остановитесь на уроках, которые можно из нее извлечь.
Каковы ограничения использования учебных ситуаций?
Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься студентами как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку предполагают анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого следует, что для извлечения максимальной пользы из такого метода групповой работы, Вам необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший интерес у Ваших студентов, и организовать работу над ним так, чтобы обеспечить их активное участие (например, с помощью таких методов , как мозговой штурм, дискуссии в малых группах, ролевые игры и т.д.).
Памятка студенту
(Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)
Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую таблицу (табл. 4)
Таблица 4
Уровень иерархии управления |
Суть ситуации (проблемы) |
Источник (причины) проблемы |
Теории решения проблемы |
План действий |
Внешняя среда (организация) | | | | |
Отдел (группа или межгрупповые отношения) | | | | |
Индивидуальный | | | | |
Технико-технологический | | | | |