Трансляция корпоративной культуры в новые подразделения.
Важным аспектом описания сотрудников является выделение способов идентификации своих сотрудников, традиционных приемов комплектования штатов и испытания при приеме на работу.
Описание правил поведения в организации может включать:
- осознание себя и своего места в организации, что свойственно организации - индивидуализм, или кооперация.
- Ценности (критерии оценки – что является правильным, а что – неправильным) и нормы;
- Веру во что-то или отношение или расположение к чему-то ;
- Коммуникационную систему и язык общения (как организовано прохождение информации, кто имеет доступ, особые термины и традиционные фразы);
- Критерии и правила распределения статуса и власти (типовые обязанности сотрудников разного уровня);
- Правила неформальных отношений внутри организации;
- Внешний вид, одежду и презентацию себя на работе (что считается уместным, а что – вызывающим);
- Что и как едят, привычки и традиции в этой области (едят ли в служебном помещении, или ходят регулярно в столовую, все питаются вместе, или есть особо престижные закрытые зоны, какие блюда считаются фирменными, принято ли доплачивать за питание);
- Осознание времени, отношение к нему и использование (есть ли строгий регламент, поощряется ли внеурочная работа);
- Взаимоотношения между людьми (приняты ли равноправные отношения, не зависящие от статуса, принципы формирования референтных групп);
- Процесс развития работников и научение (как организация относится к развитию персонала, считает ли важным привлечение профессионалов извне, процесс обучения определяется нормами и правилами, или зависит от активности сотрудника);
- Трудовую этику и мотивирование (какое отношение к работе ожидается и какое – наказывается, какая система оценки и стимулирования принята, какая реализуется).
Конкретизируя правила поведения в организации, можно проанализировать некоторые программные заявления ряда компаний:
Наши сотрудники всемерно помогают друг другу или возникновения проблем. |
Если вы столкнулись с проблемой, постарайтесь решить ее самостоятельно , не отвлекая руководителей и коллег. |
У нас принято говорить обо всем, что может быть полезно компании. |
У нас принято хорошо выполнять свои обязанности и не лезть не в свое дело. |
Мы всемерно поощряем творческий подход к делу. |
Мы ожидаем от своих сотрудников точной работы в соответствии с заданными правилами и нормами. |
Мы поощряем и наказываем сотрудников сразу же, без отсрочки |
Для нас важно оценить вклад и оплатить работу каждого, для этого мы проводим периодическую оценку работы сотрудников. |
Как уже отмечалось, одна из существенных проблем на стадии интенсивного роста организации – удержание и укрепление корпоративной культуры, преодоление тенденции ее размывания новыми сотрудниками. Чтобы этого не произошло, необходимо выполнять требования:
- принимать на работу новых сотрудников, способных воспринимать корпоративную культуру;
- формализовать правила, символ и нормы поведения;
- наказывать и увольнять сотрудников, отклоняющихся от норм корпоративной культуры.
Для поддержания корпоративной культуры могут использоваться:
- поведение высшего руководства и линейных менеджеров, подающие пример сотрудникам;
- разработка и открытое использование системы оценки и стимулирования (наказания) поведения, отклоняющегося от корпоративных норм поведения сотрудника;
- неотсроченная реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях;
- моделирование типичных производственных ролей и обучение новых сотрудников традиционному для организации поведению;
- разработка системы критериев распределения и форм фиксации внутриорганизационных статусов, внутренней дифференциации;
- разработка критериев внутриорганизационного продвижения;
- внедрение корпоративных символов и обрядов.
Возможность сохранения существующей организационной культуры зависит от ее силы. Сила корпоративной культуры – характеристика, описывающая ее устойчивость и эффективность в противостоянии иным тенденциям. Силу корпоративной культуры позволяют определить следующие показатели:
Перейти на страницу:
1 2 3