Организационные моменты внедрения закона
Законопроект был внесен Правительством Российской Федерации 27 июня 2002 г. Официальный представитель Правительства РФ - председатель Госстандарта России Борис Алешин. Законопроект принят в первом чтении 15 декабря 2002 года Государственной Думой. «За» проголосовали 293 депутата при необходимом для принятия количестве голосов 266. Закон одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года, он вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования в «Российской газете», т.е. 1 июля 2003 года. За это время должно быть разработано несколько сотен технических регламентов (приблизительно 400). Это акты, которые утверждаются или указом президента, или постановлением правительства и содержат в себе исчерпывающий перечень ограничений, которые государство может налагать на конкретный вид деятельности. Сюда относится и набор технических показателей, которые сейчас рассредоточены в тысячах стандартах, технических условиях, инструкций, приказах и других документах, в основном, ведомственного уровня.
В рамках Межведомственной программы мер по выполнению требований Соглашения ВТО по техническим барьерам подготовлен План созданий технических регламентов, базирующихся на директивах «нового» подхода. Согласно программе технические регламенты будут разрабатываться до 2007 года. Ранее принятые нормативные документы в этой области будут отменены только после принятия соответствующего технического регламента. То есть до того, как регламент будет принят продолжают действовать все те же документы, определяющие требования на продукцию, как и в настоящее время. Но после того как закон вступит в силу 1 июля, перестанут действовать законы, касающиеся стандартизации и сертификации, такие как Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года "О сертификации продукции и услуг», Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года "О стандартизации", а также еще некоторые федеральные законы или входящие в них пункты.
Важным моментом в организации технического регулирования является функции и роль Госстандарта. В тексте Закона есть упоминания о Федеральном органе государственной власти в области технического регулирования, на роль которого не без оснований претендует Госстандарт России. Кроме того, в Законе есть некоторый набор позиций, которые будет координировать этот орган. В частности, к его компетенции отнесена разработка всех технических регламентов, вне зависимости, на каком уровне они принимаются. Если проект технического регламента появляется в качестве депутатской инициативы, в виде законопроекта, этот проект будет рассматривать экспертная комиссия, формирование которой будет осуществлять Госстандарт. Эта экспертная комиссия будет давать необходимые заключения на все проекты, которые Государственная Дума должна принимать во внимание при рассмотрении проектов законов о техническом регламенте в любой сфере промышленности. В настоящее время уже создано 6 экспертных советов, состав которых вывешен на веб-странице Госстандарта России в сети Интернет. Кроме того, подготовлен проект новой «структуры Госстандарта России», в котором сделана попытка отойти от отраслевого принципа устройства. Приказом по Госстандарту России из ЦСМ выведены органы по сертификации, тем самым выполнено одно из основных требований европейского сообщества. Координацию деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий призвана осуществлять саморегулирующаяся организация Некоммерческое партнерство «Росиспытания», созданное при активном участии Госстандарта. Структурные изменения в Госстандарте приведут к уменьшению штатной численности: в 1,5 раза снизится количество госинспекторов, а в связи с выведением сертификации из Центров метрологии и стандартизации – еще 3000 человек.
Постановлением правительства на 20 % уменьшен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и за счет этого расширена область декларирования. Причем в будущем для обязательной сертификации будет подвергаться только та продукция, которая считается опасной.