Налоговые аспекты международных лизинговых сделок в
России
Во многих странах финансовый инструмент лизинга используется, прежде всего, благодаря своим налоговым льготам. В целях содействия развитию лизингового сектора в странах с развивающейся экономикой лизинговым операциям должен сопутствовать режим благоприятного налогообложения, особенно, по сравнению с другими финансовыми инструментами. Благоприятный режим налогообложения лизинговых операции содействует созданию в экономике благоприятных условий для привлечения инвестиций в основные средства. При этом необходимо законодательно закрепить минимальный срок лизингового договора, чтобы избежать злоупотребления заключением лизинговых сделок с целью неоправданного использования налоговых льгот.
Планируя осуществление лизинговых сделок в Российской Федерации, иностранная компания – лизингодатель, должна принять во внимание несколько налоговых проблем российского происхождения, с которыми она может столкнуться даже в случае, если физически не будет присутствовать в РФ, и знание, о которых может повлиять на выбор между оперативным и финансовым лизингом. Эти проблемы касаются налоговой регистрации в РФ, уплаты налога на имущество, налога на добавленную стоимость и применения механизма
Иностранная лизинговая компания должна встать на учет в налоговом органе независимо от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению. Постановка на учет производится по месту осуществления деятельности в России. Если деятельность иностранной лизинговой компании осуществляется в нескольких местах на территории России, то она обязана встать на учет в каждом таком месте. Если лизинговая компания действует на территории России через постоянное представительство, то порядок фактически аналогичен порядку постановки на учет российских налогоплательщиков. В случаях, когда иностранная лизинговая компания действует на территории РФ не через постоянное представительство, то она или ее уполномоченный представитель (которым может являться и российский лизингополучатель), направляет уведомления об источниках доходов в государственную налоговую инспекцию по субъекту Российской Федерации по месту нахождения источника дохода и в Министерство по налогам и сборам. Уведомление направляется в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов или начала деятельности. Для лизинговой деятельности - это дата первого лизингового платежа или момент вступления в силу договора лизинга.
Принимая решение о налоговой регистрации, лизингодатель должен четко понимать, что налоговая регистрация влечет за собой различные обязательства. Это включает информирование налоговых органов о видах доходов получаемых на территории РФ, об имуществе и деятельности осуществляемой на территории РФ, декларирование доходов, уплата причитающихся налогов, ведение отчетности и предоставление ее на проверку по требованию налоговых органов.
Налогоплательщикам предоставлено право применять как линейный метод, так и нелинейный метод начисления амортизации. Закон “О лизинге” предусматривает возможность применения сторонами договора лизинга, механизма ускоренной амортизации. При применении ускоренной амортизации норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 3. Применение данного механизма при нелинейном методе не допускается в отношении активов с небольшим сроком эксплуатации (менее 5 лет). Принимая во внимание очень низкие нормы амортизации установленные в РФ, применение механизма ускоренной амортизации при лизинге может оказаться большим преимуществом с налоговой точки зрения. Увеличив амортизационные отчисления в три раза, налогоплательщик может эффективно сократить налоговую базу для исчисления налога на прибыль и налога на имущество. В ситуации, когда лизингодатель не имеет присутствия в РФ, использование такого налогового преимущества, возможно, однако, только если имущество в соответствии с условиями договора передается на баланс лизингополучателя.
Перейти на страницу:
1 2 3