Государство как субъект корпоративных отношений
На территории Республики Коми на 1 января 2002 г. функционирует 59 акционерных обществ в уставном капитале которых имеется доля государства (от 0,5 до 100%). Кроме этого, закрепленные в государственной собственности Республики Коми пакеты акций ряда предприятий республики переданы в уставный капитал Фонда реализации Программы развития экономики Республики Коми.
В общей сумме всех доходов от использования государственного имущества в общей сумме бюджетных доходов республиканского бюджета Республики Коми за 2001 г. доходы от дивидендов по находящимся в государственной собственности акциям составляют незначительную сумму, что говорит о неэффективности управления государственными пакетами акций.
Многие акционерные компания в которых имелась государственная доля признаны банкротами, часть принадлежавших государству пакетов акций отчуждена по цене, гораздо меньшей чем их рыночная стоимость. Можно отметить и то, что из акционерных компаний с государственным участием сегодня выводятся активы, размывается доля государства. Также нередки случаи невыполнения взятых на себя обязательств победителями инвестиционных торгов, несоблюдение условий инвестиционного конкурса. Виновниками этого являются, прежде всего, управленцы компаний, другие акционеры, а, в ряде случаев, этому способствуют государственные органы, либо отдельные представители государства в акционерных компаниях.
Все это, однако, представляет собой естественное явление, поскольку парадокс собственности заключается в том, что собственность не у тех, кто ей просто владеет, а у тех, кто ей эффективно распоряжается.
Следовательно, важным является то, каким образом распоряжается своей собственностью государство, каковы цели управления принадлежащими государству пакетами акций и государственным имуществом в целом, поскольку очевидно, что сегодня государство эффективным собственником не является.
Так в соответствии с Концепцией управления государственной собственностью Республики Коми, утвержденной указом Главы Республики Коми от 27 августа 1999 г. №343 целями управления принадлежащими государству пакетами акций (паями, долями), находящимися в государственной собственности Республики Коми являются:
1. Максимизация неналоговых доходов бюджета.
Достижение данной цели может быть осуществлено за счет выполнения следующих мероприятий:
· улучшения финансового состояния хозяйственных обществ за счет осуществления их реформирования;
· приватизации пакетов акций (паев, долей), принадлежащих Республике Коми, с осуществлением предпродажной подготовки и санации хозяйственных обществ перед продажей;
· сокращения непроизводительных расходов хозяйственных обществ за счет усиления контроля за деятельностью обществ путем участия представителя государства в ревизионных комиссиях;
· передачи пакетов акций (паев, долей), находящихся в государственной собственности Республики Коми, на конкурсной основе в доверительное управление компаниям, имеющим лицензию на выполнение операций по доверительному управлению ценными бумагами.
2. Обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегосударственных функций (социальные программы, регулирование естественных монополий).
Достижение целей может быть осуществлено за счет выполнения следующих мероприятий:
· консолидации пакетов акций компаний, служащих выполнению государственных целей;
· установления порядка использования пакетов акций (паев, долей), находящихся в государственной собственности Республики Коми, для выдачи гарантий от имени Республики Коми;
· установления механизма сохранения пакета акций (доли участия), находящегося в государственной собственности Республики Коми, при осуществлении дополнительной эмиссии;
· приобретения акций (паев, долей) хозяйственных обществ в государственную собственность Республики Коми для усиления государственного участия, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач (в процессе реформирования предприятий, банкротства, при капитализации просроченной налоговой задолженности и другими возможными способами);
· пересмотра в установленном порядке уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов государства;
· установления порядка и проведения аттестации управляющих, специалистов, представляющих интересы государства.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6