Функции управления:“Организация”.
4. Линейно-функциональная структура.
Особенность: линейные звенья командуют, функционируют, консультируют. ФР (функциональный руководитель) осуществляет влияние на производственные отделы формально.
Функциональные службы осуществляют техническую подготовку, готовят варианты решений, а линейный Р (руководитель) выбирает решение и реализует его.
Достоинства:
2. Эффективное разделение труда.
3. Соблюдение принципа единоначалья.
Недостатки:
1. Каждое звено заинтересованно в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы.
2. Отсутствие местных взаимосвязей на горизонтальном уровне и чрезмерно развитая структура взаимосвязей по вертикали.
Применяется в большинстве организаций.
5. Матричная структура.
(появляется тогда, когда есть большое количество целей).
Особенности: Принцип двойного подчинения исполнителей (одна сторона – непосредственный руководитель и руководитель функциональной службы; другая – руководитель взаимодействует с несколькими группами подчинённых).
Применяется, когда имеется необходимость освоения новых сложных изделий в короткие сроки (наукоёмкие отросли).
Преимущества:
1. Эффективное текущее управление.
2. Возможность снижения расходов и увеличения качества.
3. Участие руководителей всех уровней и специалистов создаёт творческую активность.
4. Гибкость, оперативность использования ресурсов.
5. Усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом.
6. Время реакции на нужды и желания заказчика минимальны.
Недостатки:
1. Трудность в установке приоритетов на задания => нарушается стабильность работы организации.
2. Трудность установления чёткой ответственности за работу подразделения.
3. Возможны нарушения установленных правил и стандартов работы функционирования подразделений.
4. Трудности коллективной работы.
5. Велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций между менеджерами функциональных подразделений и руководителя проекта.
Требования к построению структур управления:
1. Оперативность (т.е. управляющее воздействие должно дойти до объекта управления до того момента, пока наступит изменение (будет «поздно»)).
2. Надёжность.
3. Оптимальность.
4. Экономичность.
Но структура в первую очередь должна соответствовать целям, заданным принципам и методам управления фирмой.
Сформировать структуру – значит закрепить конкретные функции за подразделениями.
Технология формирования структуры:
1. Осуществить деление организации по горизонтали на широкие группы (блоки) по направлениям деятельности, по реализации стратегий. Принимаются решения, какие виды деятельности должны выполняться линейными, а какие функциональными структурами.
2. Установить соотношение полномочий различных должностей (т.е. установить цепь команд; если необходимо, то производить дальнейшее деление).
3. Определить должностные обязанности каждого подразделения (определить задачи, функции) и поручить их выполнение конкретным лицам.
Президент
Производственный отдел коммерческий отдел бухгалтерия отдел кадров
Склад 1 Склад 2 юридический отдел
отдел договоров
Перейти на страницу:
1 2 3