Процесс контроля.
Контроль – это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности.
Планирование:
1. Изменение факторов внешней и внутренней среды;
2. Деятельность людей, их ошибки.
Специфика контроля:
С одной стороны – это самостоятельная функция, с другой – элемент каждой общей функции управления.
(Планирование, регулирование, организация).
Контроль выявляет проблемы, ошибки и исправляет их, определяет эффективность, обеспечивает единство целей, предупреждает ошибки.
Объект контроля – это предприятие или организация, все процессы и отдельные элементы системы.
Виды контроля:
1. Предварительный.
2. Текущий.
3. Заключительный.
1. Предварительный контроль – это контроль, который осуществляется до фактического начала работы.
Цель: предупреждение нарушений не целесообразности, необычности действий и решений. Пример: Составление сметы затрат, собеседование с работниками, выработка стандартов качества продукта.
На этом этапе устанавливается необходимость пропорции в планировании и финансировании.
2. Текущий контроль – это процесс, который осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Измеряются фактические результаты, полученные в процессе работ и соизмеряются с запланированными.
Цель: выявить и своевременно просечь нарушения и отклонения.
Основывается на обратной связи.
3. Заключительный контроль (или последующий) – это контроль после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с запланированными.
Цель: Установить результативность, законченность, экономичность, целесообразность. Скрыть упущения и недостатки.
Технология контроля:
1. Выбор концепции контроля.
2. Установление целей параметров, которые надо контролировать (время, контрольный результат).
3. Измерение параметров и сравнение с заданными.
4. Определение отклонений и степени проблематичности.
4.1. Отклонений нет → процесс идёт нормально, корректировки не требуется.
4.2. Отклонения в пределах нормы → зафиксировать и провести анализ отклонений, синхронизировать диагностику отклонений → не превышает;
→ превышает → корректирование плана;
Проблемы контроля:
Люди могут быть ориентированны на удовлетворение стандартов контроля, а не на достижение поставленных целей.
Характеристики эффективного контроля.
Контроль зависит от:
1. Поведения людей.
2. Количества и качества информации.
Характеристики:
1. Ориентация на результаты.
2. Соответствие делу.
3. Своевременность.
4. Гибкость.
5. Простота контроля.
6. Экономичность.
Планирование контроля:
Дата |
Приобретен. |
Работа |
Начало |
Окончание |
Кому поручил |
контроль |
А |
Б |
| |
выручка | | | | |
+ (-) |
| | | | | | | | |