SMART-анализ. Деловые игры.
Существует множество модификаций метода SWOT-анализа. Один из них – метод разработки и анализ целей SMART. Программа исследования, использующая методы его проведения, зависит от цели. Цель должна разрабатываться по критериям достижимости, конкретности, измеримости или оцениваемости с учётом места и времени. Эти критерии вошли в сокращённое название метода.
Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме. Составляется набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели:
· трудно достижима – легко достижима;
· высокие затраты – низкие затраты;
· имеет поддержку персонала – не имеет;
· имеет приоритеты – не имеет;
· требует много времени – мало времени.
На следующем этапе составляется матрица определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем, но в начале их надо определить. Распределение проблем осуществляется по следующим критериям:
1) существующая ситуация;
2) желаемая ситуация;
3) возможность достижения цели.
Критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии:
· определение проблемы;
· оценивание проблемы;
· организация решения (кто, где, когда);
· затраты решения проблемы.
Так, матрица помогает составить план исследований.
Эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления являются деловые игры.
Деловые игры – метод имитации для принятия управленческих решений в различных ситуациях путём игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера.
Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ решения сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры управления, инструментального расширения управленческих навыков. Деловые игры выступают как средство анализа системы управления и подготовки специалистов.
Анализ макроокружения и непосредственного окружения организации (профиль среды, матрицы угроз и возможностей).
Этапы анализа деятельности организации с использованием
SWOT-анализа.
См. вопрос 29.