Операционный леверидж и его эффект.

Понятие операционного левериджа

связано со структурой

себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений , осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом производственного (операционного) левериджа.

Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10млн.р. при совокупных переменных затратах 8,3млн.р. и постоянных затратах 1,5млн.р. Прибыль = 0,2млн.р.

Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10% (т.е.11млн.р.) Постоянные расходы = 1,5млн.р. Переменные расходы увеличиваются на 10% (т.е.8,3*1,1=9,13млн.р.). Прибыль от реализации =0,37млн.р. (т.е.11-9,13-1,5). Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки= =110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8,5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10%= 8,5%

Т.о. силу (эффект) производственного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж.

DНРЭИ DQ

ЭОЛ = ¾¾¾¾ = ¾¾¾

НРЭИ Q

Q - физический объем продаж,

р – цена ,

р*Q – выручка от реализации,

Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции

Sпост – постоянные затраты

НРЭИ = р*Q – (Sпз*Q + Sпост ) = Q*(p-Sпз ) – Sпост

DНРЭИ = DQ*(p – Sпз)

Q*(p-Sпз) Q Q*(p-Sпз) НРЭИ+Sпост

1)ЭОЛ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ х ¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾

Q*(p-Sпз)- Sпост Q Q*(p-Sпз)-Sрост НРЭИ

ЭОЛ= 1+(Sпост/НРЭИ)

2)ЭОЛ = МД/(МД-Sпост) = МД/П

Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж).

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru