Пять сил конкуренции по М. Портеру
Коммутанты
(серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.
Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.
Патиенты
(хитрые лисы) -узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
Виоленты
(слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.
Эксплеренты
(скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации. *
4. Сила воздействия поставщиков.
Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
Сильные поставщики могут:
ÿ • повышать цену на свои товары;
ÿ • снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
ÿ • наличием крупных компаний-поставщиков;
ÿ • отсутствием заменителей поставляемых товаров;
ÿ • ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;
ÿ • решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;
ÿ • способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.
5. Сила воздействия покупателя.
Конкуренция со стороны покупателей выражается:
ÿ • в давлении на цены в целях их снижения;
ÿ • в требованиях более высокого качества;
ÿ • в требованиях лучшего обслуживания;
ÿ • в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Сила покупателя зависит от:
ð сплоченности и концентрированности группы потребителей;
ð степени важности продукции для покупателей;
ð диапазона ее применения;
ð степени однородности продукции;
ð уровня информированности потребителей;
ð других факторов.