Требования, предъявляемые к проведению аттестации, ее характеристика.
Конфликт. Типы конфликтов. Основные подходы к разрешению конфликта.
Конфликт может быть рассмотрен как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, представителями которых могут быть как конкретные лица, так и группы лиц.
Около 20% рабочего времени руководитель тратит на разрешение конфликтов. Обычно рассматривают различные типы конфликтов и уровни конфликта в организации:
- внутриличностный;
- межличностный;
- внутригрупповой;
- внутриорганизационный.
С точки зрения причин конфликтной ситуации бывают:
- конфликт целей, то есть когда стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
- конфликт во взглядах, идеях, решениях проблем.
- Чувственный конфликт, различные эмоции, лежащие в основе отношений друг с другом.
1. Внутриличностный конфликт свойственен индивиду и чаще по природе является конфликтом целей, взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Конфликтом взглядов он становится тогда, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, идей или поведения в целом.
2. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов. Этот тип конфликта очень разносторонен. Стороны конфликта находятся в оппозиции друг к другу как правило с позиций ценностей, целей или поведения.
Возможны пять вариантов выхода из межличностных конфликтов, которые могут быть представлены в виде матрицы:
1. Разрешение конфликта силой: выбирая его, следует отметить, что он характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в его устранении, но без учета интересов другой стороны. Для его применения необходимо обладать властью или силой.
2. Уход от конфликта: обычно связан с отсутствием желания участвовать в его разрешении или с отсутствием настойчивости, но этот стиль свидетельствует о решении дать развиваться конфликту.
3. Разрешение конфликта через сотрудничество: высокая степень личной вовлеченности в разрешение конфликта, сильное желание объединить усилия с другими коллегами для разрешения конфликта. При этом подходе выигрывает каждая сторона. Менеджеры, использующие этот стиль разрешения конфликтов, обычно обладают следующими характеристиками:
- рассматривают конфликт как явление нормальное, вполне закономерное и ведущее в дальнейшем к творческому решению;
- главное они видят в том, что конфликтом можно правильно управлять;
- считают, что каждый участник имеет равные права при его разрешении;
- исходят из того, что никто не должен пострадать в интересах всех при разрешении конфликтов;
4. Войти в положение другой стороны: придерживаться стиля поведения, в основе которого заложено желание скооперироваться с другими, но при этом не вносить в эту кооперацию своего личного интереса. Этот стиль помогает в стремлении реализовать желание других участников конфликта и воспринимается окружающими положительно, но возможны случаи, когда это воспринимается как слабость, чужое влияние.
5. Через компромисс: учет интересов всех сторон, реализация через переговоры, в ходе которых каждая сторона идет на уступки. Но здесь не удается добиться взаимной абсолютной удовлетворенности, но нет и абсолютной неудовлестворенности.