Исследование управления посредством социально-экономического эксперимента
Понятие и виды экспериментов в ИСУ.
Принцип Питера Л. : порочность иерархической системы. В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.
Законы группового поведения :
1. закон неопределенного оптимума - восприятие людьми внешних воздействий различно и часто непредсказуемо, например, управляющий и работник
2. закон неадекватности отображения человека человеком - человек не может постичь другого человека
3. закон неадекватности самооценки - человек сам себя не познает до конца
4. закон расщемления смысла управленческой информации - то, что разработано на верхнем управленческом уровне (приказы), имеет тенденцию изменяться по мере снижения от одного иерархического уровня до другого
5. закон самосохранения - ведущим мотивом социального поведения человека является сохранение личного статуса, достоинства, уважения и т.д.
6. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне, компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки
Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами.
Эксперимент - критерий истинности гипотез.
Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием.
Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент.
Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий.
Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.
Социально-экономический эксперимент ставит задачи :
1. отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации
2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ
3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ
4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия
5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств
6. задачи взаимодействия человека и машины
7. задачи нововведения и проблемы их внедрения
Схемы постановки эксперимента :
I. Классическая схема постановки соц-экон эксперимента
Подразделение |
Результат функционирования подразделения |
Зафиксированные |
|
до эксперимента |
после эксперимента |
изменения |
1. Экспериментирующее |
Э - текучесть кадров |
Э' |
Э' - Э |
2. Контрольное (работает без эксперимента) |
К |
К' |
К' - К |
Эффект эксперимента |
(Э' - Э) - (К' - К) |
II. Корректирующая схема постановки соц-экон эксперимента или квази-эксперимент
Основные характеристики корректируемого эксперимента :
1. вводится усиление контроля путем введения двух групп подразделения, экспериментирующих и сравнения - для улавливания искажающего эффекта, на который воздействует сам процесс доэкспериментного измерения.
2. оба эти подразделения не подвергаются измерениям, что позволяет получить эффект в чистом виде
3. при расчете эффекта за основу берется значение параметров второго экспериментального подразделения после внедрения управленческого нововведения
4. данные о первоначальных параметрах второго подразделения приравниваются к среднеарифметическому значению первых двух групп, тогда искажающий эффект измеряется разницой изменений в параметрах первой и второй группы сравнения
Схема корректируемого эксперимента.
|
Подразделение |
Результат функционирования подразделения |
| |
до эксперимента |
после эксперимента |
1-я группа |
Экспериментальное подразделение №1.
Группа сравнения №1. |
Э1
C1 |
Э1'
C1' |
2-я группа |
Экспериментальное подразделение №2.
Группа сравнения №2. |
-
- |
Э2'
C2' |
|
Эффект эксперимента |
Э2' - (Э1 + С1)/2 |
|
Искажающий эффект измерения |
(С1' - C1) - [ C2' - (Э1 + С1)/2 ] |