Планирование персонала как часть стратегического плана предприятия
Основой эффективного управления предприятием является
всесторонняя оценка бизнеса. Рассмотрению и анализу подвергаются следующие
"области результатов": изделия (услуги); рынки (потребители,
конкуренты и каналы сбыта); соотношение вклада "областей результатов"
в части доходов и долей расходов, которые они вызывают; позиция руководства и
перспективы каждой "области результатов"; выделение каждой области
основных ресурсов. Основная часть решений, касающихся производства, сбыта
продукции, установления контактов с поставщиками и клиентами переходит в
компетенцию организаций. Кроме того, появляются такие новые факторы, как интернационализация
экономики, множество конкурентов во всех сферах деятельности, изменение правил
функционирования организаций. Сама организация несет ответственность за
создание ресурсов, обеспечивающих возможность ее развития и удовлетворения
запросов коллективов и отдельных личностей.
В 90-х годах ХХ в. в теории управления организациями
происходит изменение общей парадигмы управления. Персонал начинает
рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех
деятельности всей организации. Одновременно усиливается внимание к
стратегическим вопросам управления деятельностью организаций. Ведь для того
чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать
наиболее приемлемую и адаптированную стратегию, которая, в свою очередь, должна
строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Одной из главных
стратегических задач предприятия является проблема выбора сфер бизнеса, в где
оно намерено осуществлять свою деятельность, что связано с обеспечением
равновесия между кратко- и долгосрочной прибыльностью.
Управление персоналом признается одной из наиболее важных
сфер жизнедеятельности предприятия, способной многократно повысить его
эффективность. Методологически - это сфера управления кадрами и социальным
развитием коллектива. Большую часть объема работ по управлению кадрами
выполняют линейные руководители. Новые службы управления персоналом создаются,
как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации
труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности. Задачи
новых служб заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми
ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих
функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования
трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению
конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что
стратегическое управление персоналом в такой ситуации приобретает особую
значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов
адаптации этих ценностей. Обобщение опыта отечественных и зарубежных
организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение
кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и
социального развития.
Отсюда вытекает одна из основных задач при разработке
стратегии предприятия - планирование персонала с целью обогащения труда и
производственного развития работников предприятия.
Методологической основой структуры работы и логической связи
в ней вопросов найма и отбора персонала предприятия в современных условиях
послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области
стратегического и финансового менеджмента, психологии управления, маркетинга и
менеджмента, теории анализа хозяйственной деятельности. При написании работы
использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в
периодических изданиях.
Планирование персонала как часть
стратегического плана предприятия