Коммуникации в процессе управления
Одним из самых важных факторов интеграции управления является
коммуникация. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной
деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без
коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.
Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое
объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как
средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные
системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется
поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность,
реализуются цели.
Коммуникация стала темой исследований сравнительно недавно не потому, что
древние народы были в неведении о ее важной роли, а потому что все «знали» о ее
необходимости и принимали участие в распространении информации. Бернанд был
одним из первых и, по крайней мере, одним из наиболее известных авторов, кто
серьезным образом рассматривал коммуникацию на крупных предприятиях. Он
рассматривал ее как средство, с помощью которого люди объединены в организацию
для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией
коммуникации. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной
стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой -
формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность,
так и само управление.
Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления,
она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Согласно
исследованиям руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации.
Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель
занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях,
информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих
функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что
обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности,
можно назвать коммуникации связующим процессом.
Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре
основные функции с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их,
качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это
означает, что для успеха индивида и организаций необходимы эффективные
коммуникации. Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем менеджера.
Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в
коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают
хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда
влияет на обмен информацией.
В своей работе я попытаюсь выявить, какие функции выполняют
коммуникации, какие виды коммуникаций встречаются в менеджменте и какими
способами можно сделать коммуникации эффективными.