Лидерство стиль, ситуация, эффективность
За последние 50 лет в теории и практике менеджмента
проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из
самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы,
должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит - быть лидером?
Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика,
экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на
индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В
США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической
деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий
и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как общетеоретических
трудов (например: работа У. Д. Дункана), так и узкоспециальных работ
(Д.Френсис, Б.Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так
как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно американские
теоретики менеджмента являются главными специалистами по данному вопросу, и,
значит , вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа
Стогдилла: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую
культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат
исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную
изученность проблемы и сходства в понимании
значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов остаются
дискуссионными. Как должен вести себя управляющий, который является лидером?
Какие стили поведения лидера наиболее
эффективны в управлении? Какую роль играют личные качества и
ситуация? Может ли успешный менеджер не быть лидером? Можно обосновать лидерство,
как важнейший фактор эффективного менеджмента? Это сложные и важные вопросы,
ответы на которые можно получить лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись
в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства.
Не менее важной задачей данной работы является вопрос о
лидерстве в российском менеджменте и о возможности применения общемировых
теорий лидерства в российской практике управления.
К сожалению, рассмотрение этого вопроса затруднено, в отличие
от других, скудностью источников и исследований, в основе которых лежит не
общемировая практика, а непосредственно российская экономическая
действительность. Причины этого положения вполне понятны: из общетеоретических
- слишком юный возраст русского менеджмента и практика периода первоначального
накопления капитала, который не совсем соответствует классическим понятиям
цивилизованной рыночной экономики.
Данная проблема ещё не изучена, трудов, где напрямую затрагивается
эта тема, обнаружено не было, некоторую информацию можно было почерпнуть из учебника
Виханского и Наумова, по-
этому глава, посвящённая лидерству в практике российского менеджмента,
является творчеством автора (возможно и не бесспорным), основанном на анализе
практики российской экономической действительности.