Контроль и оценка деятельности служащих
Для нормальной работы современного
предприятия огромное значение имеет деятельность функциональных подразделений,
эффективность которых в первую очередь зависит от уровня производительности
труда служащих данных структур.
На повышение эффективности труда как
работников организации вообще, так и особенно функциональных сотрудников, не в
последнюю очередь влияет применяемая система наказаний и поощрений. Но для
практического применения данной системы и ее последующего адекватного
восприятия всеми сотрудниками организации необходимо наладить систему
объективной оценки деятельности работников.
Таким образом, можно утверждать, что
системы контроля и оценки являются инструментом, непосредственно влияющим на
эффективность деятельности сотрудников организации.
Сложность практического построения данных
систем состоит в следующем:
на сегодняшний день отсутствуют
унифицированные системы контроля и оценки результативности труда служащих;
адаптирование стандартных систем контроля и
оценки к конкретным условиям труда требует огромных затрат времени со стороны
управляющего звена предприятия;
при становлении системы контроля возникают
сложности с определением масштабов, а последующее расширение или сужение сферы
контроля зачастую становится невозможным;
при увеличении масштабов контроля резко
возрастают издержки, что делает систему контроля неэффективной.
В соответствии с поставленной выше
проблемой целью настоящей работы является анализ действующих в организациях
систем контроля и оценки деятельности работников, а также определение принципов
функционирования оптимальной системы. Причем, основным условием любой
разрабатываемой на основе предложенных принципов системы является комплексное
решение проблем контроля и оценки, система должна быть максимально гибкой, а
затраты времени на ее эксплуатацию руководящим составом – минимальными.
Перед исследованием был поставлен ряд
задач:
1) описать
существующие теоретические системы планирования, контроля и оценки;
2) описать
действующие на воронежских предприятиях системы планирования и контроля в срезе
их функционального влияния на оценку деятельности работников;
3) определить
соответствие методов контроля системам планирования и учета;
4) описать систему
оценки, выделить основные этапы и определить их взаимосвязь;
5)
проанализировать объективность оценочных методов;
6) выделить
"узкие места" в системе контроля и оценки;
7) определить
связь оценки, результата и поощрения (наказания);
8) разработать
принципы оптимизации системы контроля и оценки.
Для проведения исследования, решающего
поставленные задачи, в качестве объекта были выбраны следующие организации г.
Воронеж: ОАО "Промтекстиль", ОАО "Холод", ТФ ОМС РФ,
"Центр социологический исследований при Ассоциации "Мегаполис".
Учитывая то, что наиболее явно указанные
выше проблемы проявляются именно в среде функциональных подразделений, предметом
исследования выступают служащие данных предприятий – все уровни управления,
специалисты и технические исполнители.
В качестве методов исследования
использовались наблюдение за деятельностью работников, интервью со служащими и
анализ существующей документации и литературы по контролю и оценке деятельности
служащих. Особое место отводится анализу докментооборота как одному из
проявлений результата деятельности сотрудников функциональных подразделений.
Теоретические основы систем контроля
и оценки