Методика разработки бизнес-плана предприятия
« ..Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Даже если им никогда
не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть
что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять
разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель
имеет склонность», - писал знаменитый американский экономист Пол Самуэльсон.
Но, к сожалению, одного желания мало. Каждый предприниматель, начиная
свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в
материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их
возможного получения, а также уметь четко определить эффективность
использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все эти задачи помогает решить
бизнес-план, который является основой предпринимательской деятельности и
представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой фирмы.
Бизнес-план
является рабочим инструментом, описывает процесс функционирования фирмы (под
фирмой в дальнейшем будет подразумеваться и любая организация, и любое предприятие),
каким образом ее руководители собираются решить задачи: повышение прибыльности
работы; определение конкретных направлений и области деятельности фирмы,
целевых рынков и место фирмы на этих рынках; выбор состава и определение
качественных показателей товаров и услуг; оценка производственных и торговых
издержек по созданию и реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и
условий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей;
определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию,
стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и материального
положения фирмы и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению
намеченных целей.
В
нашей стране, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале и практически
до конца 90-х годов он рассматривался лишь как документ, при наличии которого
можно получить денежные средства из какого-либо государственного источника или
от иностранного инвестора. По словам специалистов консалтинговых фирм
«Агентство развития бизнеса», «Стратум консалтинг» говорят, что обычно клиенты
приходили к ним со словами: «Нам нужны деньги, а не бизнес-план». Таково
отношение отечественного предпринимателя к бизнес-плану. Отношение, взращенное
на почве, с одной стороны, отрицания старого, директивного планирования, а с
другой – прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не
государство, так иностранный инвестор. Понятно, что инвестор думает совсем
наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо
понимает, что если предприниматель не может сделать нормальный бизнес план, то
решить поставленные в бизнес-плане задачи он тем более он не сможет.
Сейчас
же все чаще и чаще, а так и должно быть, бизнес-план считается продуктом внутренней
управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования
фирмы, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Это вопросы открытия
нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений ее коммерческой
деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов
и способов осуществления коммерческих операций.
Даже,
когда бизнес несложный и все, кажется, заранее известно и посчитано, вполне
может быть, что на фирму сваливается какая-нибудь неприятность, надо принять решение,
а на основании чего его принимать? Именно бизнес-план позволяет без проведения
конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного
результата и выбрать оптимальный. Таким образом, бизнес-план не командует, а на
базе его анализа принимаются решения, в то время как обычна текучка, работа без
плана на самом деле такого выбора лишает.
К
тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса,
т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой
российской системы менеджмента, т.к. фирмам приходится иметь дело с
иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологию
организации учета, планирования и т.д. Для успешного развития дальнейших
отношений необходимо иметь «общий язык», который должен основываться на
международных стандартах.[11, с. 60]
Состав
и структура бизнес-плана могут значительно варьироваться в зависимости от назначения,
требований инвестора. К примеру, методические рекомендации [13], в соответствии
требованиями которых принимает проекты для инвестирование Государственное
учреждение «Соцуголь», более напоминает технико-экономическое обоснование с
добавлением элементов присущих бизнес-плану. Напротив, «Требования к
бизнес-плану и рекомендации по его составлению» - методические рекомендации
Федерального фонда поддержки малого предпринимательства подготовлены в соответствии с требованиями UNIDO. В качестве примера эти требования,
в которых представлены математические основы расчёта экономической эффективности
проектов, приведены в приложении 2. Следует отметить, что представленный в
приложении 1 бизнес-план создания и развития парикмахерской подготовлен в
соответствии с этими требованиями.
Однако,
зачастую для успешной реализации проекта требуется ясное понимание как, в какой
последовательности будет реализовываться проект, в какой нормативной среде
действует предприятие или будет осуществляться проект. Для этого некоторые
инвесторы требуют выделить отдельными разделами «Организационный план», «Правовое
обеспечение деятельности предприятия» и некоторые другие.
О
разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике, об особенностях его составления
в российских условиях и пойдет речь в настоящей работе.