Эволюция систем управления качеством продукции.
Определение понятия сертификации продукции было впервые разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной организации по стандартизации (ИСО).
Сертификация
соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечива-
ется необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификация может быть:
ü обязательной;
ü добровольной.
Объектами сертификации могут быть:
ü конкретная продукция;
ü состояние производства;
ü система управления качеством.
Товарный знак – существенный компонент нематериальных активов, формирующий немалую долю рыночной стоимости фирмы и одновременно представляющий собой важный источник информации для покупателей товаров.
Определение товарного знака как интеллектуальной собственности.
В соответствии с существующей классификации интеллектуальная собственность состоит из объектов авторского права и промышленной собственности.
В соответствии с законом Российской Федерации «О товарах и товарных знаках, знаков обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», принятом в 1992 году, товарный знак – обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.
В патентоведческой литературе выделяются три критерия классификации товарных знаков:
1. по формам выражения;
2. по основаниям использования;
3. по степени известности.
В прикладной экономической литературе, посвященной исследованию процессов продвижения фирмами своих товаров на рынок, формирования благоприятной репутации фирмы, выделяют другие критерии классификации:
ü по географическому охвату;
ü по широте охватываемых товаров;
ü по происхождению (времени/месту создания).
С точки зрения субъектов – обладателей прав на товарные знаки можно выделить товарные знаки производителей и дилеров или фирм, занимающихся торговлей.
Роль товарных знаков в российской экономике, значение товарных знаков, товарный знак как институт, выгоды от использования товарных знаков для производителей и потребителей, основополагающие характеристики товарных знаков – эти и другие вопросы рассматриваются по этой теме.
.