Теории мотивации
Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”, чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках.
Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма(как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
В целом японский и американский подходы разнонаправлены:
|
США |
Япония |
“Человеческий капитал” |
Малые вложения в обучение
Обучение конкретным навыкам
Формализованная оценка |
Крупные вложения в обучение
Общее обучение
Неформализованная оценка |
“Трудовой рынок” |
На первом месте - внешние факторы
Краткосрочный наем
Специализированная лестница продвижения |
На первом месте – внутренние факторы
Долгосрочный наем
Неспециализир. лестница продвижения |
“Преданность организации” |
Прямые контракты по найму
Внешние стимулы
Индивидуальные задания |
Подразумеваемые контракты по найму
Внутренние стимулы
Групповая ориентация |
Однако можно видеть, что управление развивалось большей частью в сторону идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления.
Таким образом, с определенными допущениями “Теорию Z” можно назвать развитой и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной прежде всего под Японию. ”Теория A” в большей степени характерна для США.
Однако некоторые компании западных стран успешно применяют у себя принципы “Теории Z”.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5