Прозрачность деятельности компании и права инвестора на получение
информации
Итак, в настоящее время большинство российских акционерных обществ можно отнести к категории информационно закрытых.
Исходя из этого, принципиальным шагом на пути снижения рисков инвестора является совершенствование системы раскрытия информации. Государство здесь должно требовать предоставления четкой и правдивой отчетности. В ином случае инвесторы будут лишены возможности принимать взвешенные инвестиционные решения.
В настоящее время наибольший интерес для инвестора представляет следующая информация:
результаты финансовой и операционной деятельности компании;
стратегия дальнейшего развития компании, ее планы в сфере инвестиционной, инновационной и производственной деятельности;
структура владельцев крупных пакетов акций;
информация о дополнительных факторах, способных оказать влияние на принятие решения (например, сделки между аффилированными лицами, соглашения между акционерами и т.п.);
организационная структура и принципы управления компании;
сведения об опыте и квалификации членов совета директоров, исполнительных органов общества, должностных лиц компании, а также о размере выплачиваемого им вознаграждения;
сведения о взаимоотношениях эмитента с наемными работниками, кредиторами органами государственной власти и местного самоуправления.
Полнота, достоверность и своевременность получения информации имеют ключевое значение для осуществления инвесторами своих прав. Недостаточная или неполная информация ухудшают функционирование рынка, повышают стоимость привлечения капитала и приводят к нерациональному распределению ресурсов.
Создание полноценной системы раскрытия информации предполагает:
внедрение в практику работы российских предприятий международных стандартов бухгалтерского учета;
усиление санкций, применяемых к руководителям предприятий за отказ в предоставлении информации и/или предоставление недостоверной информации;
детальную регламентацию порядка раскрытия финансовой и нефинансовой информации;
создание общедоступной единой информационной системы, в которой будет создана и систематизирована библиотека отчетов эмитентов;
совершенствование критериев существующей информации для инвесторов;
информационную поддержку специализированных изданий, рейтинговых агентств, центров раскрытия информации.
Очевидно, что действующий сегодня перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, требует пересмотра как по составу и объему раскрытия информации, так и по способам ее раскрытия. Связано это с тем, что ряд обязательных требований по составу раскрываемой информации могут нанести ущерб коммерческим интересам компании (например, информация о конкурентных условиях деятельности эмитента, его рынка сбыта, его основных или предполагающихся конкурентах). Кроме того, полнота и частота раскрываемой информации также должна зависеть от типа эмитента: более строгие требования должны быть введены в отношении эмитентов, чьи ценные бумаги включены в листинги фондовых бирж.
С другой стороны, ответственность за непредставление информации, предоставление недостоверной информации, должна быть существенно ужесточена.
Вопросы для самопроверки:
1. Почему нарушения прав акционеров на получение информации являются наиболее распространенными?
2. Кто является внутренним и внешним пользователем информации о компании?
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7