Корпоративное право в системе корпоративного управления
На момент принятия решения об определении количества и номинальной стоимости объявленных акций ОАО «Шахта «Воргашорская» не имело правовых оснований дополнительно эмитировать акции, поскольку на общество в тот период распространялись особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий (ч. 5 ст. 1 ФЗ «Об акционерных обществах»).
Данная норма указывает, что правовое положение при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций общества, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации. На 16 апреля 1996 г. государством было отчуждено только 43% акций, срок приватизации ОАО «Шахта «Воргашорская» не истек (в наличии имелись пакеты акций, закрепленные в государственной собственности до июля 1997 г.).
В пункте 5.2. Основных положений Государственной программы приватизации государственный и муниципальных предприятий в Российской федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных указом Президента РФ от 22.07.94 г. №1535 закреплено, что «Эмиссию дополнительных акций могут осуществлять акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, менее 25% уставного капитала которого находится в государственной (муниципальной собственности)».
Таким образом, полагаем, что ОАО «Шахта «Воргашорская» не имело права принимать решение о дополнительной эмиссии.
Однако даже если не принимать во внимание все вышеизложенные доводы, необходимо отметить следующее:
В соответствии с ч.4 ст.28 ФЗ «Об акционерных обществах» «увеличение уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется доля государства или муниципального образования».
В соответствии с Планом приватизации ОАО «Шахта «Воргашорская» и был сформирован ФАРП в размере 9% уставного капитала общества (20 745 обыкновенных именных акций, держателем которых являлся Фонд госимущества Республики Коми.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 марта 1993 г. №213 «Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятий» «ФАРП формируется за счет привилегированных акций, держателем которых является соответствующий Фонд имущества, а в случаях закрепления контрольного пакета акций в федеральной собственности – за счет обыкновенных акций, находящихся в распоряжении соответствующего комитета по управлению имуществом.».
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что акции ФАРП до их отчуждения Фондом госимущества являются государственной собственностью.
После проведения дополнительной эмиссии акций ОАО "Шахта "Воргашорская" доля акций ФАРП - уменьшилась с 9% до 0,5%. Таким образом, эмитентом были нарушены требования законодательства об акционерных обществах о необходимости сохранения государственной доли при проведении дополнительной эмиссии акций.