Лидерство типы лидерства
«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА»
Дальнейшее изучение процесса эффективного лидерства привело к созданию системной модели. Она в значительной степени впитала в себя в идеи рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство. В конце 1995 г в США на основании проведенных исследований, широких опросов практиков, ученых разработала модель лидерства (Лобанов В.,1996).
Модель «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи:
создание гибкой и надежной системы найма;
преобразование квалификационной системы;
улучшение системы исполнения решений;
совершенствование системы обучения и развития служащих;
обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
сокращение бумажных потоков;
формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.
Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (таблица 3). Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.
Модель «Основы эффективного лидерства»
Таблица 3
Руководители |
Деловые качества |
Определение качества |
Высший уровень компетентности |
Общее видение ситуации
Осведомленность о внешней обстановке |
Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений;
Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений. |
Средний уровень компетентности |
Творческое мышление
Планирование и оценка результатов
Ориентация на потребителей
Управленческий контроль и интеграция
Финансовое управление
Управление технологиями |
Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности у других;
Определение политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации;
Активное изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов;
Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе;
Подготовка и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и заявками;
Содействие персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала; |
Нижний уровень компетентности |
Управление многообразной рабочей силой
Управление конфликтами
Влияние и ведение переговоров
Формирование команды |
Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы;
Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере;
Получение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей
Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса; |
Основы компетенции |
Устные коммуникации
Письменные коммуникации
Решение проблем
Лидерство
Навыки межличностных отношений
Самоуправление
Гибкость
Решительность
Техническая компетентность |
Умение слушать других; делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных сотрудников и групп;
Эффективные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений;
Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей информации, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем;
Демонстрация и поощрение высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и людям, умение мотивировать и руководить ими;
Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей;
Реалистическая оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем;
Приспособление к изменениям в рабочей среде организации, эффективная борьба со стрессами;
Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях;
Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности. |