Стадии и этапы разработки проекта системы управления организации.
В процессе исследования систем управления с учётом работ по проектированию и реорганизации выделяют 3 основных стадии:
1) предпроектная подготовка;
2) стадия проектирования;
3) стадия внедрения.
Исследование, разработка и реализация систем управления требует определённых затрат. Однако все ресурсные вложения в систему управления следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем, что деятельность по управлению, в т.ч. по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции в рамках системы управления носит в основном предпринимательский и инновационный характер. По оценкам западных экспертов все средства, направленные на улучшение функционирования системы управления позволяют получить эффект в соотношении по разным оценкам примерно как 1 к 3, 1 к 20, 1 к 100 (т.е. на 1$ получают 100$).
Затраты на обеспечение исследований системного управления рассматриваются как инвестиции, что позволяет использовать те же показатели для оценки эффективности, что и при оценке эффективности инвестиционных проектов.
Методическим инструментом, которым можно пользоваться при решении задач в рамках оргпроектирования в последнее время часто используется бизнес-планирование на подготовительной стадии.
Иногда ограничиваются технико-экономическим обоснованием. Раньше стандартно использовались в России технико-технические обоснования.
Общее руководство всеми работами, связанными с исследованиями и созданием систем управления, целесообразно брать на себя менеджерам высшего звена. Лучше всего, если в этой работе руководителем выступит руководитель организации.
Роль менеджера высшего звена в создании системы управления очень значима. От них во многом зависит как будут заложены в систему процедуры, разработанные в соответствии с проведёнными исследованиями, согласованными с международными стандартами, согласованными с нормативно-технической и нормативно-методической документацией. От них зависит как будут в реальности выполняться эти процедуры. В разработке систем управления следует предусмотреть участие большей части подразделений и служб организаций. Особая роль при этом принадлежит специализированным подразделениям, осуществляющим в организации работу по совершенствованию системы управления. Наряду со штатными подразделениями к созданию этих систем целесообразно привлекать консалтинговые фирмы, научно-исследовательские, другие специализированные организации и отдельно высококвалифицированных специалистов в этой области.