Модели управления персоналом
Россия вступила в новый этап развития. Перед
возрождающимся предпринимательством стоят сложнейшие задачи: освоить конкуренто-рыночные
отношения, преодолеть монополизм в экономике, политике, мышлении, наконец,
активно интегрироваться в мировое хозяйство. Для того чтобы преодолеть своего
рода «комплекс неполноценности» – плод длительной изоляции и идеологизации
хозяйства, чтобы стать достойным партнером на мировом рынке, важно знать законы
бизнеса.
Здесь, в отличие от оргструктур или маркетинга,
сфера внутрифирменного руководства персоналом – «терра инкогнита» для
отечественных предпринимателей. В такой ситуации, на мой взгляд, целесообразно
обратиться к опыту передовых корпораций, даже если этот опыт сразу полностью
неприемлем.
Зарубежный опыт за последние 20-30 лет кардинальным
образом изменил отношение к «человеческим ресурсам» и их роли в коммерческом
успехе. «Люди – наш самый главный ресурс» – лозунг, который можно встретить
чуть ли не в каждой эффективно работающей корпорации. И это не просто лозунг.
Такие фирмы владеют огромным арсеналом инструментов и методов работы с кадрами,
проверенным и осмысленным за многие годы.
Особенно полезно будет изучение и осмысление этого
опыта для сегодняшней России; чем я и займусь в данной курсовой работе. Но
прежде я затрону теоретический аспект данной проблемы и постараюсь выявить
основные этапы и способы управления «человеческими ресурсами» организации. Это
необходимо сделать для понятия основ управления персоналом. Далее произведем
анализ классических моделей управления персоналом: японской и американской;
постараемся определить их характерные черты и положительные моменты.
Таким образом, целью курсовой работы будет
определение направлений перестройки работы современных отечественных кадровых
служб на основе изученного материала – опыта передовых в этом отношении
предприятий.
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
Для всех
организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и
действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей
нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих
целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним
из важнейших аспектов теории и практики управления.
Конкретная ответственность за
общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена
на профессионально подготовленных работников отделов кадров. Для того чтобы
такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им
нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и
осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители
низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его
механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере
воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все
руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.
Управление трудовыми
ресурсами включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов: разработка плана
удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
2. Набор персонала: создание резерва
потенциальных кандидатов по всем должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и
отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот:
Разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и
сохранения служащих.
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых
работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания
того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную
оценку.
6. Обучение: разработка программ для обучения
трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.
7. Оценка трудовой деятельности: разработка
методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение:
разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей
ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на
другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора
найма.
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением
по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и
повышение эффективности труда руководящих кадров.
Рассмотрим теперь эти этапы
более подробно.