Мировой туристический рынок, его сегменты и тенденции развития
Приступая к курсовой работе по избранной теме, я
поставил для себя цель проследить динамику развития туризма в странах обладающих
в этой сфере большим опытом и где этот бизнес развивается наиболее успешно,
проследить также периоды роста и спада туристического бизнеса и их основные
причины, градацию сфер и направлений развития туризма. Думаю, что анализ и
знание этих моментов поможет мне в моей будущей работе в этой отрасли.
Первое массовое туристское путешествие состоялось
более 150 лет тому назад в Англии, когда в 1841 году предприниматель Томас Кук
осуществил перевозку 600 человек с целью прогулки на железнодорожном составе. В
1845 году им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там
экскурсии.
Значительную роль в развитии туризма сыграли новые
географические открытия, путешествия мореплавателей, освоение Американского,
Африканского и Австралийского континентов.
Первые экскурсии проводились еще в XVII веке для
учащихся школ закрепления учебного материала. Великий просветитель древности
Платон в своей знаменитой Академии считал нормой образования беседы в пути,
обучение в режиме прогулки.
Прародителем краеведения и экскурсий в России
считается сам император Петр Великий, который любил лично водить делегации
иностранных гостей по Санкт-Петербургу.
Одним из наиболее динамичных секторов мирового
хозяйства международный туризм стал во второй половине XXв. В середине 1990-х годов число участников международного
туризма превысило 550 млн. чел, а к 2005 году при сохранении сложившихся за
последние двадцать лет средних темпов роста, число международных туристов
достигнет 900 млн. человек. Международный туристский рынок начал складываться
со второй половины XIX в. в эпоху формирования мирового хозяйства и
международного рынка товаров и услуг, развития международной торговли,
появления новых средств транспорта. После второй мировой войны, на базе
устойчивого экономического роста, углубления интеграционных процессов в мировом
хозяйстве, расширения политического и культурного общения между народами,
туризм превратился в массовое явление. Высокие темпы роста и массовый характер
туристских путешествий, обусловленный участием в международном туризме широких
социальных групп, развитием международного сотрудничества, привели к
формированию динамичной отрасли хозяйственного комплекса - туристского сектора
(индустрии туризма), объединяющего различные отрасли, связанные с предоставлением
туристских услуг (гостиничное хозяйство и рестораны, туристский транспорт,
рекламные и информационные услуги, рекреационно-туристские и экскурсионные
услуги и др.).
Экономическое значение международного туризма как
источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации
регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную
эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих
экспортных отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь
нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ МИРА.
Международный туризм, являясь важной отраслью мирового
хозяйства, отличается крайне неравномерным уровнем развития в регионах мира,
что объясняется как разными уровнями социально-экономического развития,
различиями в структуре потребительского спроса и жизненными установками
различных социальных и демографических групп населения, так и неравномерностью
распределения рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской
политикой различных государств и международных организаций.
Проследим это на примере некоторых наиболее развитых в
сфере туристического бизнеса регионах.