Личностный профиль эффективного менеджера
С развитием рыночной экономики,
в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно
вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как
“управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя
все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин
“управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие
управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект
управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В
частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
В этой связи, нельзя пройти мимо
антибюрократической кампании, которая развернулась в нашей стране в последние
годы в условиях перестройки. По-видимому, как и во многом другом, мы зачастую,
впадаем здесь в крайность. Одно дело - бороться с административно-командной
системой, при которой социальный слой "бюрократии" - в
государственном ли, партийном или хозяйственном аппаратах - узурпирует
монополию на власть и неизбежно переносит патологию бюрократизированных
систем на все общество, являясь источником застоя. Но другое дело - пытаться
искоренить руководителя, управленца, профессионального менеджера как
такового, подвергнуть его изгнанию из экономической и политической системы,
уповать на то, что работники упраздняемых органов управления или сокращаемого
административного аппарата станут к станку, прилавку и т.п. Думать так -
опасная иллюзия, равносильная вырубке виноградников как радикальной мере борьбы
с алкоголизмом.
Рыночная экономика, основанная
на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении
хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше
менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными,
нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайно доля
административно-упрвленческих работников (вместе с инженерами и учеными) в
общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности США повысилась с
15.0% в конце 50-х годов до 30% в середине годов 80-х, а не некоторых фирмах
эта доля достигает и 70-80%. И это несмотря на то, что огромная масса
специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм в
самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по
оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и
государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение
численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном
бизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а
государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.
По-видимому, нам следует
сделать важный вывод из этого - дело не в механических сокращениях, а в
глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления к
принципиально новым условиям, - а переход от административно-командной к
рыночной системе - это настоящая революция, - вот то главное, что должно выйти
на первый план. Разумеется, далеко не все бывшие "аппаратчики"
способны на такого рода приспособление. Многим, возможно, придется уступить
свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако
основная масса существующих работников управления - это весьма ценный потенциал
людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку,
приученных к дисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих
чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво
работать, обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение,
переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, да и защиту их
прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей
и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те,
кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.
Если же говорить о методах
эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем,
компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и
обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать,
что эффективность управления начинается, возможно, с малого - умения осознать
свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время,
снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое
другое.
Кто знает, может быть овладение
всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой прямой,
но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут
более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей, которых
так много в нашей хозяйственной жизни.
Конечно, очень многое в нашей
работе, карьере, жизни зависит от общих для всех общественных и других
условий, от особенностей выпавшего на долю каждого места работы, от многих
других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных
обстоятельств. Но не слишком ли часто мы объясняем наши неудачи объективными
обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих?
Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему -
это означает на 50% ее правильно решить.
"Именно на управленцах
всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего
варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач". Конечно,
современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен
стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за
руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто готов сделать все для
того, чтобы быть на уровне этой ответственности.