Научно-методическая служба в системе управления библиотекой
Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью
пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в системе
управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими условиями, при
которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою главную функцию
квалифицированной методической помощи пользователям библиотеки. Рассматривается
роль и место методического подразделения в организации работы крупной научной
библиотеки. Анализируется инновационная практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее
документальная и концептуальная база.
Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает
прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального
закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи библиотекам
является одной из статусных характеристик центральной библиотеки. В
действительности границы научно-методической (научно-организационной) работы
расширились, появились новые направления и службы. Методисты от командного
стиля перешли к стилю советов: научно-методических консультаций, рекомендаций,
технологических разработок.
Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою
работу в соответствии с новой концепцией управления - маркетингом. Одни
отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10] сетуют на то, что в таком случае в каждом
научно-методическом отделе потребуются методисты, владеющие вопросами
маркетинга, менеджмента, паблик рилейшнз, способные внедрять эти направления в
соответствующих библиотеках и обучать им. По нашему убеждению ни один
руководитель от таких методистов не отказался бы, тем более что бывший
библиотечный вуз, а ныне Московский государственный университет культуры и
искусств способен подготовить таких специалистов. Кстати, заведующие
научно-организационными отделами не отказались бы и от экономистов, социологов,
психологов, юристов, знающих к тому же особенности библиотечной работы.
Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют направление развития
методической работы как процесса управления нововведениями и подводят к выводу
о необходимости формирования независимых автономных методических центров, в
составе которых должна функционировать группа библиотечного маркетинга. Причем
управленческое консультирование предлагается осуществлять на платной основе.
Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за методиста - «мастера на
все руки», универсальность знаний, навыков и обязанностей которого - одна из
определяющих особенностей профессии.
Изменение направленности методической работы в стране объективно
обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в связи
с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и финансовой
нестабильности, научно-методическая работа все более превращается в
разновидность консультационной деятельности. Именно эта форма методической
помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость. Задачи методистов остаются прежними,
возможности - иными.
В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты
НМС, можно выделить следующие направления:
1.
Реализация
системы методического руководства в отечественном библиотечном деле.
2.
Развитие
научно-методической службы библиотек на современном этапе.
3.
Деятельность
научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки
Россельхозакадемии (ЦНСХБ).
Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав
процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках и
показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ.
Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах:
1.
Выявление
предпосылок возникновения НМС.
2.
Изучение
становления и характеристика современного состояния и проблем НМС.
3.
Уточнение
терминологии и определения НМС.
Методологическую основу исследования составили идеи ведущих отечественных
библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам научно-методической
работы.
Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева
В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М.,
Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие.
Источниковой базой исследования стало Государственное научное учреждение
Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии. В ходе
исследования использованы нормативные документы ЦНСХБ и НОО, фонд методического
кабинета, опыт работы в научно-организационном отделе в качестве заведующего
сектром маркетинговых исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии.