Деятельностные методы работы в группе
· Если процесс иссякнет, отведите время на просмотр предложенных идей. Вы можете пройтись по всему списку, проверяя, не было ли что-нибудь пропущено. Такой повторный просмотр обычно способствует предложению дополнительных идей.
· Если пожелаете, то и сами предлагайте идеи, однако избегайте монополизации этого процесса.
Проведите "штурм" по реальной либо учебной проблеме.
После проведения мозгового штурма
· Проведите сортировку перечисленных идей — попросите группу составить их них более короткий список _ _.
· Поощряйте выявление схожих идей и их объединение в группы. Отметьте те идеи, которые в наибольшей степени соответствует объявленной в начале обсуждения теме/проблеме _.
· Поощряйте обсуждение основных идей и/или возможных решений проблемы _.
· Поощряйте создание из идей, которые не могут быть использованы непосредственно для Вашей проблемы/темы, определенного «банка идей», к которому можно будет обращаться в дальнейшем _.
Задание 33
. Использование вопросников, анкет и листов для самооценки.
Анкеты, вопросники и листы для самооценки могут использоваться в качестве отправной точки группового обсуждения и способствовать его структурированию. Можно провести «анонимное анкетирование» на тему «качество занятий».
В случае использования этих инструментов рекомендуется:
· раздать их студентам заранее, до тьюториала, чтоб они имели возможность их заполнить;
· объяснить, что эти инструменты не являются тестами, т.е. никого не собираются по ним оценивать, и что основная цель их использования — стимулирование индивидуальных тем размышлений над определенной темой/проблемой, которую предлагается обсудить в группе;
· дать участникам возможность сравнить и обсудить свои индивидуальные результаты в малых группах (например, из трех человек);
· При обсуждении в большой группе рассмотреть результаты, полученные в малых группах, выделить ключевые моменты обсуждаемой проблемы/темы и остановиться на уроках, которые можно извлечь из этого упражнения.
Задание 34
. Групповая дискуссия
Дискуссия — это, вероятно, один из наиболее часто используемых методов групповой работы. Многие темы, проблемы, вопросы и утверждения сами по себе могут привести к возникновению дискуссии в группе. Дискуссии
по стилю их проведения могут быть как свободными, так и четко структурированными и контролируемыми. Несмотря на то, что при проведении тьюториалов порой имеет смысл относительно свободное обсуждение какой-либо темы, тем не менее, большинство дискуссий в рамках тьюториала должны преследовать явно учебные цели. При этом очень важно соблюдать баланс между определенной гибкостью, позволяющий обмениваться творческими идеями и структурой обсуждения, которая дает возможность прийти к каким-то выводам и заключениям. Тьютор, по меньшей мере, должен открывать дискуссию, подводить итоги всему сказанному в ее ходе и демонстрировать участникам основные уроки, которые можно из нее вынести.
Дискуссии редко проводятся в больших группах, особенно в тех случаях, когда участники плохо знакомы друг с другом, и создание необходимой для плодотворной дискуссии доверительной атмосферы затруднительно. Разбиение большой группы на подгруппы поможет студентам принимать более активное участие в групповой дискуссии.
Хорошо продуманная и умело проведенная дискуссия дает следующие результаты:
· развивает группу как «учебную единицу»,
· поощряет студентов делиться своими идеями, мыслями, опытом,
· помогает студентам использовать учебный материал для личного развития,
· способствует эффективному обучению без доминирования тьютора,
· помогает Вам оценить знания/понимание Вашими студентами конкретных тем курса,
· развивает навыки общения,
· помогает воплощать идеи в действия,
· основывается на обсуждении конкретной темы, имеющей непосредственное отношение к программе тьюторала и материалам курса.
Основные правила проведения дискуссий
Яконелли и Коэнигсайкер (1987) сформулировали пять основных правил для проведения групповых дискуссий:
1. Все, что сказано в этой комнате, остается в этой комнате. Конфиденциальность очень важна для плодотворной дискуссии. Это правило может быть нарушено лишь в тех случаях, когда кто-то из участников планирует нанесение вреда самому себе или другому человеку.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8