Назначение, цели и методы менеджмента
Особенность подхода
предлагаемого пособия заключается в представлении как методической, так и
содержательной частей дисциплины "Менеджмент". Причиной тому служит
разделяемая многими истина: становление менеджера любого уровня начинается с
него самого. Оно невозможно без непрерывного развития личности как
целенаправленного изменения. Поэтому результативный менеджер должен научиться управлению
собой.
Для этого следует овладеть знаниями, умениями и некоторыми
практическими навыками не только менеджера, но и самообразования (учения
)
и обучения
других (подчиненных, например).
Необходимость
постоянного перестраивания организации (с учетом конкурентного окружения и
внутренних факторов деятельности) расширяет понимание сути стратегических
изменений в организации. Можно утверждать, что они представляют единый процесс самообучения
персонала
и организации
как суммы компетенций (способностей) членов
ее персонала. Следовательно, обучение и работа должны стать синонимами в
непрерывно изменяющейся организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей
менеджера
. Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном
"корабля-организации", его штурманом, определяющим направление,
рулевым выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом,
управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений.
Подобная
ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя
, наставника
и организатора обучения
персонала. Специфика образовательного процесса в
быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего типа. Они
позволяют организовать творчески-генеративное инновационное обучение
в
направлениях идеального видения будущего состояния организации, умения
предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.
Такие
модели служат целями новых методологий образования и управления организацией. В
течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы обучения
,
предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без создания
"желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного
копирования
опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры
самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.
Дидактика
(часть педагогики, посвященная обоснованию организационных форм, принципов и
методов обучения) традиционного типа
позволяет готовить хороших
специалистов для репродуктивной
(копирующей) деятельности
(Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения
и учения
(самостоятельной работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение
(запоминание) материала. За это в отечественной практике обычно выставляется
оценка "удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания
(может сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических
ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения
материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из
книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы стать
эффективным и компетентным специалистом.
Чтобы
выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры должны не только и
не столько воспринимать тот или иной объем специальных знаний, информации, а
включиться в управляемый процесс взаимодействия с внешним окружением. Если
рассматривать отечественную практику обучения, либо системы управления
организацией как динамические системы управления
, то на их входе
необходимы
ответы на следующие принципиальные вопросы: как наши возможности и потребности
соотносятся с их уровнем в развитых странах мира? готовы ли мы следовать за
ними (или конкурировать) в переходе на принципы устойчивого развития в развитии
человеческих ресурсов, других видах деятельности? совпадают ли наши устремления
в части идеального видения будущего?
В процессе
управления переходом в направлении видения разрабатываются и реализуются
условия и параметры изменений, когда уже необходимо более реальное
целеполагание с ответами на следующую группу вопросов: поддерживается ли
устремления работников к обучению и полному раскрытию их потенциала? готовы ли
мы к новому миропониманию в части ограничений по знаниям, культуре и другим
ресурсам? что следует изменить в системе управления?
На выходе
системы управления организацией оцениваются результаты процесса обучения,
самообучения и развития необходимо получить ответы на последнюю группу основных
вопросов: что считать критериями успеха в процессе перехода к новому состоянию?
каковы конкретные целевые задания, показатели, нормативы, свидетельствующие о
достижении промежуточных и конечных измеряемых результатов процессов
самообразования изменения? дает ли система менеджеров, способных эффективно
изменять себя и персонал в направлениях видения организации?
Системный
подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от современной
наиболее общей модели решения проблем образования и развития организации:
"настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого и
настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая
(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от
прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".
В
отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что главная
информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых
дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а на
ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется
обучаемый, менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При этом
преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения обучаемого и
организации в направлениях большего согласования их видения и целей.
Задание 1.
Ответьте на три
группы указанных выше вопросов, рассматривая как динамическую систему Вашу
организацию. Какова связь менеджмента и обучения? Определите Ваше начальное
понимание элементов схемы на рис. 1.
Взаимосвязь
и состав разделов пособия представлен на структурно-логической
схеме
дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла рисунка и двигаться по
часовой стрелке, можно "вертолетно" представить основные темы. Это
полезно в начале изучения и при повторении материала.
Рис. 1.
Графическое представление содержания дисциплины и пособия
(структурно-логическая схема)